Поселок Червоное в Житковичском районе появился на свет благодаря программе освоения белорусского Полесья. Когда геологи обнаружили богатое месторождение торфа неподалеку от одноименного озера, было решено построить завод по его добыче и переработке, чтобы обеспечить регион дешевым топливом.
Сегодня предприятие – это более 500 гектаров полей, где добывается торф и еще около 280 гектаров в резерве. Примечательно, что на сегодняшний день часть залежи "полесского угля" расположена в Минской области. В чем еще заключается уникальность Житковичского торфобрикетного завода, разбирался корреспондент Sputnik Станислав Андросик.
Голубой вагон бежит, качается
Работает завод в Червоном круглые сутки, выполняя самые разные операции. Вообще это по сути "градообразующее" предприятие, где работает 250 человек, а его котельная обеспечивает теплом многоквартирные дома в поселке с населением в полторы тысячи человек.
Главной достопримечательностью торфобрикетного завода является самая длинная в Беларуси узкоколейная железная дорога, по которой доставляют к полям с торфом работников.
Для обеспечения бесперебойной работы каждое утро на торфяные поля по узкоколейке отправляется небольшой состав. Расстояние ему нужно преодолеть сравнительно небольшое – всего 20 километров, а кругом лес, болота и "цуд некранутай прыроды". Отправляется поезд от настоящего вокзала ровно в 07:45 в клубах дыма от листвы, которую жгут еще в темноте, спеша навести порядок в поселке, местные жители.
"Голубой вагончик", способный уместить в себе 50 торфодобытчиков, оборудован небольшой буржуйкой, и это придает особый шарм и уют. Сама по себе узкоколейка проста в сооружении и эксплуатации и используется, как правило, в промышленных целях, поэтому в вагончике изрядно трясет.
Расстояние по "узкоколейным" меркам приличное и, чтобы скоротать время в пути, заместитель директора предприятия Виктор Русый с гордостью рассказывает нам об истории завода.
"Когда здесь начали добывать торф, то ежегодно на Василевичскую ТЭЦ отправляли 600 тысяч тонн торфа. Потом было решено построить завод мощностью в 100 тысяч тонн брикетов в год. Вообще в следующем году нашему предприятию исполнится 50 лет – первые тонны фрезерного торфа были добыты в 1971 году", – рассказал Виктор Русый.
По его словам, работа по добыче торфа очень сложная, но это "сплошная романтика", потому что кругом природа, каналы, водоемы и уйма диких животных - настоящий рай для любителей рыбалки и охоты.
Мастер по добыче торфа Анатолий Алиферович работает на заводе без малого 31 год и никогда не менял записи в трудовой книжке. Отсюда, как он говорит, никуда уходить не собирается.
"Анатолий – заядлый охотник и рыбак, ему здесь лучше всего. Каждое дерево знает и даже с бобрами нашел общий язык", – шутит заместитель директора.
По словам Анатолия, к нему в гости на полевую базу, не обращая внимания на сторожевую охрану, нередко забредают "дзiкi паздароўкацца", лоси и даже зубры из расположенного по соседству Национального парка.
Дело в том, что почти двадцать лет назад выработанные торфяные месторождения начали рекультивировать или попросту повторно заболачивать. Поблизости находится заповедник, и дикие животные и птицы быстро облюбовали труднодоступное болото, окруженное со всех сторон лесом.
"Рыбы здесь сотни тонн, и "краснокнижников" хватает. Лебеди, такое ощущение, что даже на зиму не улетают. Рыбачить сюда "на болота" отовсюду приезжают", – заверяет Анатолий Алиферович.
Виктор Русый пояснил, что для добычи торфа строят специальные каналы, которые отводят с полей воду, затем она собирается возле насосной станции, отдающей ее дальше в озеро Червоное.
Курить запрещается
Само поле, где остановился наш узкоколейный состав, занимает почти 240 гектаров, здесь и добывают торф. И там, и тут проложена узкоколейка, работают люди и тяжелая техника. Сейчас рабочие заняты погрузкой торфа в вагоны, но не забывают следить за главным – чтобы не вспыхнул огонь.
По словам замдиректора, больше всего хлопот доставляют пожары, и здесь важен фактор силы ветра. "Наблюдение за окружающей обстановкой осуществляется каждые два часа со специальных смотровых вышек, – показывает на них рукой Виктор Русый. – Если ветер усиливается, то мастер по добыче торфа вывешивает белый флажок, и это значит "стоп-работа". Не забывают здесь и о банальных мобильниках.
Торф на полях собирают в специальные штабели (местные называют их караванами), в каждом должно быть от полутора до двух тысяч тонн ценного сырья. Больше нельзя по технологии, потому что фрезерный торф обладает уникальным свойством самовоспламенения.
"В караване торф в любое время года лежит с температурой в 50-60 градусов тепла, но он может саморазогреваться. Критическая температура – 75 градусов, тогда он воспламеняется", – отметил Анатолий Алиферович.
По его словам, когда торф начинает тлеть, самое важное – как можно быстрее его затушить, потому что он очень летучий и малейшее дуновение ветра может разнести тлеющие частички на остальные караваны, и тогда беды не избежать. Чтобы предотвратить возгорание, температуру в караванах еженедельно меряют специальными щупами, производится пересыпка торфа с применением специальной штабелирующей машины, а на полевой базе постоянно дежурит пожарная бригада из работников завода.
На вооружении у них есть гусеничные трактора, которые способны преодолеть любое бездорожье. К ним крепится специальная мобильная емкость (больше напоминающая бочку) на пять тонн, оборудованная мощным насосом, способным подавать воду при 16 атмосферах. Этого достаточно, чтобы фактически перемешивать торф.
Вообще торфяные поля устроены таким хитрым образом, что между караванами всегда пролегают каналы, которые не только отводят лишнюю влагу, но и в случае необходимости служат пожарными водоемами. Здоровый образ жизни и отказ от курения – личное дело каждого, но возле каравана с торфом вы не увидите рабочего с папиросой, и это не прихоть начальников, а здравый смысл.
Караваны уходят поездами
Сейчас, чтобы обеспечить сырьем завод, нужно каждый день загружать три состава по 20 вагонов. Причем если маленький "тепловозик" порожним идет по узкоколейке час, то с грузом торфа эта дорога занимает уже два.
Виктор Русый говорит, что в связи с глобальным потеплением завод ощутил падение спроса на свою продукцию. Свою негативную роль сыграла и пандемия короновируса, но сейчас ситуация потихоньку выправляется. В октябре предприятие отгрузило потребителям 130 вагонов торфобрикетов, в каждом по 60 тонн.
"В ноябре у нас уже заказов на 134 вагона. Каждый день будет отправляться по 4-5 вагонов. Это значит, что завод должен в день переработать 600 тонн торфа, чтобы получить 300 тонн торфобрикета", – добавил он.
Основными клиентами Житковичского торфобрикетного завода по сей день остаются районные топливоснабжающие организации или попросту рай(гор)топы. В 2016 году предприятие расширило рынок сбыта брикетов за счет белорусских цементных компаний.
Вообще каждый желающий белорус может купить брикеты прямо на заводе, потому что цена для населения и организаций в республике единая – 84 рубля за тонну. При этом если покупать для личных нужд в рай(гор)топах, то государство компенсирует около половины стоимости, но только при покупке не более 3,3 тонны торфобрикета в год.
На всю страну такой один
По прибытии состава с фрезерным торфом к месту переработки вагоны остаются на путях, где работают два опрокидывателя. Попросту говоря, специальный механизм переворачивает вагон на 180 градусов, и торф высыпается на транспортировочную ленту, которая поднимает его вверх. Затем он проходит через электромагнит, который извлекает случайные гайки, болты и прочие металлические предметы. На специальных сепараторах торф очищается от крупных веток и корней и далее транспортируется на сушку.
Из уроков географии все мы знаем, что торф – это топливо органического происхождения, которое образуется в болотах со скоростью 1 мм в год. Из этого следует, что полесское топливо – высокой влажности, в пределах 75-80%. При этом государственный стандарт говорит о том, что брикеты могут быть двух марок: с влажностью 16% и 20%.
Поэтому на Житковичском торфобрикетном заводе сырье перед прессованием еще подсушивают особым образом. В специальных печах сжигают собственный торф и древесные включения, при этом образуются топочные газы, или, говоря простым языком, продукты горения.
Вверх от печи идут специальные колонны, в которые эти газы вытягивают при помощи вакуума, при этом они поднимаются по спирали, а сверху высыпается измельченный торф. В результате он поднимается вверх и высушивается до заданных параметров. После чего будущее топливо поступает на специальные прессы, где прессуется в одинаковые по размеру брикеты.
"Состав торфа и применяемая технология позволяют получить достаточно прочный брикет (показатель 98% прочности по СТБ – Sputnik), и, даже если его уронить, он не рассыпается. Поэтому люди, когда покупают брикеты, специально ищут "житковские", – с гордостью отметил замдиректора.
Круг потребителей сужается
"Наше предприятие прошло три очереди модернизации и сегодня может выпускать 115-120 тысяч тонн торфобрикета. Под эти мощности наша расчетная численность – 250 работников", – констатировал директор завода Виктор Купрацевич.
По его словам, собственная "железная дорога" предприятия составляет 55 километров узкой колеи, по которой ходят 9 тепловозов и 44 вагона.
Сейчас завод занимается тем, что готовит к разработке новое месторождение около деревни Замошье, которое находится приблизительно в 20 километрах и занимает 250 гектаров.
"Глубина залежей достигает 6 метров. С мощностью работы завода в 100 тысяч тонн брикета в год таких залежей торфа хватит на 50 лет работы", – обрисовал перспективы директор.
Поэтому, как отметил Виктор Купрацевич, Житковичский торфобрикетный завод, обладая такими запасами сырья, "имеет право на жизнь".
"Скоро заработает атомная станция (первый квартал 2021 года старт промышленной эксплуатации – Sputnik). По энергетике, конечно, мы еще не знаем всех нюансов, но мы понимаем, что у нас круг потребителей будет сужаться", – выразил опасения директор завода.
Гудбай, Швеция
Все время, что мы были в Червоном, работники завода вспоминали о былых временах, когда торф из Житковичского района отправлялся в Скандинавию для местных ТЭЦ, но потом что-то пошло не так, и выгодное сотрудничество пришлось свернуть.
Директор завода рассказал, что контракт со шведами закончился пять лет назад. "Там у нас был потребитель – электростанции. Наша база позволяет делать качественные энергоемкие брикеты. Швеция не чуралась нашей продукции, закупала эти брикеты. Мы на ней имели приличную рентабельность – свыше 35%".
Пытаемся понять причину прекращения такого выгодного сотрудничества, и оказывается, что в Европе с 2013 года торф был признан невозобновляемым источником энергии (помним про 1 миллиметр в год). Поэтому европейцы ввели значительные ограничения по использованию торфа и отменили преференции и льготы для его потребителей, которые были раньше.
"Крупные энергетические компании Европы отказались от торфяных брикетов (в качестве топлива – Sputnik), и этот вопрос для нас закрыт", – резюмировал Виктор Купрацевич.
Спрос диктует условия
На предприятии подсчитали, что по итогам 2020 года реализация составит 70 тысяч тонн торфобрикета (приблизительно 70% от мощности завода). При этом добыли 137 тысяч тонн торфа в этом сезоне.
По итогам первых девяти месяцев работы в этом году в сложившихся условиях средняя заработная плата на Житковичском торфобрикетном заводе составила 890 рублей.
"На протяжении последних десяти лет мы еще ни разу по итогам года не сработали в убыток", – отметил директор.
Виктор Купрацевич обратил внимание, что в октябре завод реализовал 8,5 тысячи тонн брикетов, в ноябре реализация будет еще больше, что обеспечит положительную рентабельность.
При этом директор не стал делать секрета из проблем с реализацией продукции, которые возникают в настоящее время. Поскольку самым крупным потребителем торфяных брикетов является Белорусская цементная компания, брикетным заводам необходимо конкурировать с каменным углем, который в этом году значительно подешевел.
Легко при помощи калькулятора, умножая объемы реализации на стоимость продукции, получить цифру около 6 миллионов рублей (почти 2 миллиона евро по текущему курсу) выручки, которую рассчитывает Житковичский торфобрикетный завод получить в этом году.
"Плюсовую рентабельность мы получим и при работе в 70% от мощности завода. Предприятие может жить, только когда оно развивается. Имея сырьевую базу, мы надеемся, что будем работать и иметь рынок сбыта", – сказал директор.
Высокая эффективность
Специалисты уже посчитали, что фрезерный торф показывает высокую эффективность, если его использовать в качестве топлива в небольших населенных пунктах, таких, как Червоное.
"С фрезерного торфа можно получить значительно более "дешевую гигакалорию", чем используя импортируемый природный газ. В Беларуси разработана программа потребления местных видов топлива. В последние годы реализован ряд проектов по переводу небольших отопительных котельных на торфяное топливо. В перспективе, с 2021 по 2025 годы, планируется реконструировать и построить порядка 15 таких энергоисточников.
По мнению Виктора Купрацевича, когда в Беларуси станет больше котельных, работающих на таком местном виде топлива, как торф, это даст не только экономию самим котельным, но и стабильный сбыт для целой отрасли.