Олимпийское московское лето 1980 года не только вошло в историю великой страны, но стало памятным в жизни будущего именитого и титулованного белорусского дизайнера. Витебская девочка Эльвира Жвикова тогда приехала поступать в Московский текстильный институт.
"Я прекрасно помню это лето. Экзамены из-за Олимпиады сместились на середину августа – это была жара и полупустая Москва. Постолимпийские настроения очень чувствовались", – вспоминает она. Это потом, после окончания престижного московского вуза, она вернется в Минск и завоюет многие вершины в профессии. А из того лета она запомнила, как Олимпиада-80 меняла людей: не только внутренне, но и внешне.
Худи родом из 80-х
Жвикова уверена, к примеру, что понятие "олимпийка", то, что сегодня стало одной из самых модных и востребованных предметов гардероба, – худи на молнии и с белыми полосками – родом из той Москвы 80-х.
Но пределом мечтаний всех модников и модниц большой страны тогда были джинсы.
"Конечно же, все носили джинсы. У моей подруги был такой великолепный джинсовый комбез. Это просто была моя мечта. Тогда мы все также заболели штроксами, всем захотелось их заполучить. У фарцовщиков это стоило баснословных денег, студенческая стипендия не позволяла приобрести их. Но голь на выдумки хитра – мы нашли в продаже вельвет и, чтобы получить мелкий рубчик, выстригали ножницами", – вспоминает она.
"Вельветовую" тематику, как и другие модные фишки, привнесли иностранные гости, которые тогда приехали на Олимпиаду.
"Потом она надолго вошла в гардеробы самых модных персонажей тусовок и в Минске, и Москве. Все носили вельветовые пиджаки, вельветовые джинсы, штроксы", – рассказала дизайнер.
Про "бабушкины" балетки и сафари
Олимпиада-80 стала предтечей многих современных трендов в одежде и обуви, Жвикова рассказала, как московские студентки-дизайнеры создавали "шедевры" из бабушкиных тапок.
"В то время в моде были балетки – это было очень дефицитно и модно. Купить их можно было только за валюту в "березках" (магазины в СССР, торговавшие за валюту и чеки – Sputnik). А мы, студенты покупали бабушкины тапки на плоском ходу и расписывали, лаком задували – все-таки мы были художники! И, по крайней мере, на один-два выхода куда-нибудь на дискотеку сходить хватало", – вспоминает Эльвира.
С чем еще ассоциируется мода тех лет, так это со стилем сафари. В 1968-м Ив Сен-Лоран выпустил свою первую знаменитую коллекцию в стиле сафари, и далее в 1970-е не раз предлагал различные варианты подобной одежды. К Олимпиаде-80 тренд был на пике в СССР: тема накладных карманов, батников-газет была крайне модной и актуальной.
Модное наследие Олимпиады
Говоря о влиянии на стрит-стайл последующих лет, Жвикова обратила внимание на бумажные куртки-ветровки, которые несколько сезонов назад буквально ворвались на подиумы модных столиц.
"Мне кажется, как наследие Олимпиады, остались эти бумажные куртки-ветровки, на которых была нанесена олимпийская символика. Это знаменитые московские здания, выведенные в виде олимпийских дорожек, а также с изображением талисмана – олимпийского мишки", – сказала дизайнер.
По ее словам, в 1980 году очень много советских людей были волонтерами олимпиады, и у них остались эти ветровки. "Они ходили в этих бумажных куртках – это было очень круто. Эти бомберы с мятой, жеваной поверхностью! Это было очень эффектно", – вспоминает дизайнер.
Мечта винтажницы
Имея за спиной многолетний опыт работы в качестве успешного дизайнера, Эльвира отдает должное таланту художников, которые трудились над олимпийской одеждой и аксессуарами.
"Сумки - очень классная тема. Сегодня такая сумка была бы предметом зависти любой уважающей себя винтажницы. Потому что шикарная форма – прямоугольник, положенный на длинную сторону с закругленными углами, с кантами, с олимпийской символикой", – сказала она.
Вместе с тем она признает, что тогдашняя "золотая молодежь" предпочитала сумки с надписями на иностранном языке.
С момента московской олимпиады прошло 40 лет. Она стала не только событием в спортивной и политической жизни большой страны, никто не станет уже спорить с тем, что она оказала колоссальное влияние на моду, в том числе и спортивную.
"Все могут вспомнить бесконечные кронштейны с унылыми трениками. Смею предположить, что Олимпиада-80 освежила эту спортивную часть одежды белыми контрастными лампасами, которые потом перекочевали из олимпийской формы в промышленную разработку спортивной одежды для потребителей", – сказала дизайнер.
Читайте также:
- За 101 километр: как Минск избавлялся от путан перед Олимпиадой-80
-
"Опасные" вопросы и йогурты: чем запомнилась Олимпиада-80 переводчицам