Эпидемия коронавируса – не помеха для помощи, говорят в благотворительном католическом обществе. Помощь нуждающимся привозят прямо к двери дома, а просьбы о поддержке принимают от каждого. Корреспондент Sputnik Артем Кирьянов отправился в поездку по Брестчине вместе с миссией "Каритас" и узнал, как даже несколько человек могут делать большое дело.
С миру по нитке
Склад благотворительной миссии сплошь заставлен коробками и пакетами. Внутри медицинские средства защиты и детская косметика. Все это предстоит отсортировать и разложить по коробкам согласно ведомостям за один вечер. На улице уже темнеет, а работа по инициативе сотрудников только начинается.
"Поездка по области – это только верхушка айсберга. Чтобы такой выезд подготовить, нужен примерно месяц. Недели три ищем нуждающихся и занимаемся документами. Несколько дней на закупку. За день-два пакуем наш бусик. Радует, что этот проект согласовали всего за две недели", – рассказывает директор пинского "Каритаса" отец Януш Черноморов.
Частично купить медикаменты получилось на те деньги, что собирали в белорусских костелах через две недели после Пасхи. В пинском "Каритасе" говорят: верующие поддержали инициативу так, что средств хватило на помощь по всех четырех епархиях.
"Еще часть денег мы получили от волонтеров, добродетелей. Так что завтра-послезавтра отвезем пятьсот наборов для врачей. Кому-то достанется больше, кому-то меньше: зависит от того, сколько сотрудников в больнице и какие в учреждении потребности", – объясняет собеседник Sputnik.
Ближайший маршрут миссии по Брестчине – от Пинска до Лунинца. Но не по прямой: заехать нужно также в Кобрин, Брест, Каменец, Пружаны, Ружаны, Ивацевичи и Телеханы. Это больше 700 километров пути. В дорогу сотрудники отправляются на два дня.
"Но бывало и такое, что мы на неделю уезжали, когда везли рюкзаки с канцелярией школьникам и продукты для малоимущих. Ездим вот так регулярно, раз-два в месяц", – добавляет отец Януш.
Хоть во время эпидемии акцент в основном делают на медиках и пожилых людях, в этот раз помощь повезут и семьям, где недавно родились дети, рассказывает специалист по социальной работе Владислав Козел.
"Мы подготовили для них специальную косметику. Она натуральная, для новорожденных в самый раз. Не понимаю, сколько бахил в пачке. Это сто штук или сто пар?" – Владу приходится пересчитывать их вручную.
Сюда же он запаковывает шапочки, комбинезоны, перчатки, респираторы и маски. Время от времени созванивается с менеджером Татьяной Ефименко. "Я вот все думаю, как это завтра будет?" – задается вопросом Владислав, когда машина, наконец, под крышку забита коробками. "Ничего, в субботу отсыпной", – отвечает ему отец Януш.
Ты помогаешь – тебе помогают
Бусик благотворительного общества выезжает из Пинска рано утром. Сегодня нужно успеть в Кобрин, Брест, Каменец и Пружаны. Маска, перчатки, антисептик – без мер предосторожности помощь может превратиться во вред.
В Пинске находится и офис "Каритас" – сюда он переехал год назад. Тогда же отца Януша назначили директором организации в Пинской епархии. Официальных сотрудников здесь только трое, но помогают еще около десяти волонтеров.
"Когда меня назначили, был небольшой шок и страх – такая ответственность! Поначалу даже просил снять меня с должности. Хотя епископ меня заранее предупредил: готовься, учись. Но образование у меня богословское, а не юридическое. Стал вникать, поехал на курсы в Варшаву. Оказалось, благотворительность – это непросто", – рассказывает молодой ксендз.
Волонтеры нашлись быстро, в основном из круга костельной молодежи. Они и помогают: юрист, бухгалтер, переводчик. Кто-то приходит работать на склад, кто-то присоединяется к поездкам по области. Недавно пожилые волонтеры пожертвовали ткань и сами нашили сотни масок для врачей.
"Без священников и монастырей мы бы тоже не справились. У них можно банально отдохнуть, пообедать, переночевать", – говорят в пинском "Каритас".
Цыплята – тоже поддержка
"Чаще всего помогают простые люди. Кто-то с зарплаты откладывает, кто-то делится имуществом. Есть и бизнесмены. В одном проекте участвуют семьи из Чехии. Там семья выбирает семью из Беларуси. Люди четко знают, чем и кому помогают", – по дороге объясняет Януш Черноморов.
Вероисповедание неимущих для католической организации не главное. Важно, чтобы люди действительно нуждались в помощи и сами хотели улучшить свое положение. Поэтому рождаются и такие идеи, когда сельчанам помогают живностью.
"Скоро будем развозить животных, как в Минской области. Это могут быть и цыплята, и кролики, и поросенок, и теленок – зависит от времени года, когда проект будет утвержден. Передать помощь просто, но нужно еще, чтобы и сами люди трудились для себя", – говорит собеседник агентства.
Дареному коню в зубы все же смотрят
Тех, кто хочет получить помощь просто так, хватает, признаются в пинском "Каритас". Поэтому каждую семью проверяют лично, встречаются, разговаривают. Интересно, что многие отказываются от поддержки, хоть сами подают заявки. Некоторые откровенно заявляют, что помощь их не устраивает.
"Мы идем на уступки. Подстраиваемся по времени. Предлагаем вместе поехать в магазин, который выберет семья. Купить именно то, что им нужно. Но все равно некоторые люди остаются недовольны. Не то время, не тот магазин, не те товары. Иногда такие "комплименты" слышим... В общем, дареному коню в зубы все же смотрят", - сокрушаются собеседники Sputnik.
Сложности в "Каритас" списывают на атмосферу и состояние каждой семьи. И отмечают, что благодарных просящих все же больше. Они и помощь принимают, и спасибо говорят. Чем больше положительных отзывов, тем больше хочется помогать.
"Есть у меня мечта – купить мебель одному учреждению. Вроде бы мир вперед шагнул, а там люди выспаться нормально не могут. Как увидел – у меня аж сердце заболело", – добавляет отец Януш.
Ощущение большого дела
Менеджер проектов Татьяна Ефименко говорит, что без глубокой мотивации работать в благотворительности не получится. Особенно теперь, когда каждый выезд из офиса связан с риском заболеть.
"Помощь – это еще не все. Люди обделены вниманием и поэтому радуются элементарным вещам – конфетам, продуктам. Я просила молодежь из костела поехать с нами в приют. Они потом целые сочинения писали, насколько больше стали ценить родных, больше времени с ними проводить", – рассказывает Татьяна.
Работать с людьми для галочки и правда не получится, убежден ксендз Януш. Это не обычная работа – относиться к ней стоит как к служению и Божьей воле.
"Без убеждений мы бы до одиннадцати вечера на складе ничего не грузили. Нас немного, но есть ощущение, что мы делаем большое дело. Особенно когда смотрим в глаза детям-сиротам, понимаем, что все это, видимо, не напрасно. Поэтому не жалеем ни времени, ни сил", – заключает священник.
Читайте также:
- Бывший шеф-повар ресторана в пандемию коронавируса кормит бездомных
- Глава англиканской церкви тайно работал волонтером в больнице для COVID-19
- Когда негде изолироваться. Как в Минске пытаются помочь бездомным