МИНСК, 19 мая – Sputnik, Мария Науменко. До конца 2020 года Беларусь будет поставлять в Индию калийные удобрения по цене 230 долларов за тонну, что на 50 долларов ниже прошлогодней стоимости. Кроме того, значительно изменился и белорусский контракт для Китая: Пекин договорился с Минском о цене в 220 долларов за тонну калия против 290 долларов в 2019-м.
Такими решениями Белорусской калийной компании были разочарованы другие игроки. В частности, в российском "Уралкалии" считают, что цена в 220–230 долларов за тонну "не является оптимальной как для контракта, так и для отрасли в целом". Заключение соглашений по таким ценам в долгосрочном периоде приведет к сокращению инвестиционных расходов компаний и в конечном итоге – к дефициту хлористого калия на рынке.
Почему БКК продает калийные удобрения на рынки Юго-Восточной Азии по заниженным ценам, и как это повлияет на мировой рынок – Sputnik выяснил у экспертов.
Отрасль ожидала снижение цены
На мировом рынке и так прослеживалась неизбежная тенденция в пользу снижения цен на минеральные удобрения за счет ослабления спроса, утверждает руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА (Аналитическое кредитное рейтинговое агентство) Максим Худалов. По его словам, в отрасли предполагали, что цена 2020 года составит 250–260 долларов за тонну калия.
"После того как "Беларуськалий" договорился о снижении цены для китайских потребителей до уровня 220 долларов за тонну, а с Индией на уровне 230 долларов за тонну, снижение стоимости оказалось более резким, чем все ожидали", – объясняет собеседник Sputnik.
Для Беларуси калий, как нефть для России, является основным экспортным товаром, отмечает Худалов.
"На фоне ослабления национальной валюты сейчас и для страны, и для Белорусской калийной компании важнее не столько зарабатывать на международном рынке калийных удобрений, сколько застолбить свою долю рынка. Сегодня белорусы заходят в Индию, предлагая цену существенно ниже, чем спотовая (текущая цена, по которой удобрение может быть продано – Sputnik), тем самым, закрепляют за собой довольно большие объемы поставок", – добавляет эксперт.
Аналитик подчеркивает, что Юго-Восточная Азия потребляет порядка 35-40% всего калия в мире, и БКК обеспечила себе мощное присутствие на ключевых рынках, частности, в Индии и Китае. И за счет низкой цены Беларуси удалось подвинуть конкурентов.
"Для республики эта ситуация не очень разрушительная, так как экспортная выручка и экспортная маржинальность поставок за счет ослабления национальной валюты сохраняются", – объясняет Худалов.
Он отмечает, что БКК, возможно, потеснит "Уралкалий", но не лишит российскую компанию доли на рынке. Китай и Индия потребляют примерно 12–13 миллионов тонн калия в год, а в 2019 году экспорт БКК составил 6,23 миллиона тонн.
Сложности в экономике толкают Минск на демпинг
Эксперт Российского института стратегических исследований, кандидат экономических наук Михаил Беляев считает, что Беларусь пытается завоевать долю китайского рынка, намеренно занижая цену.
"Когда цена сбивается на треть – это демпинг в самом неприкрытом виде. В международной практике это запрещено и осуждается, в том числе Всемирной торговой организацией", – утверждает Беляев.
Эксперт РИСИ предполагает, что БКК не удастся полностью вытеснить с рынка "Уралкалий".
"Это недружественная акция по отношению к России, стране, с которой Минск хочет развивать внешнеторговые, внешнеэкономические отношения, более того, крепить интеграционные связи. Говорить о драматическом снижении цены на мировом рынке не приходится, но, очевидно, это дестабилизирует рынок и показывает не лучший пример ведения дел в области внешней торговли. Такая практика достойна осуждения", – заключил Беляев.
Доктор экономических наук, директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец также считает, что действия Минска разрушительны для отрасли сельскохозяйственных удобрений, и такая политика вызвана тяжелым финансовым положением в республике.
"Сложности, которые Минск переживает в экономике, толкает страну на такие непродуманные шаги, которые в длительной перспективе будут иметь довольно тяжелые последствия для всей отрасли", – прогнозирует Зубец.
По его словам, сегодня внешняя торговля Беларуси достаточно убыточна для государства. К тому же сильно упал общий объем промышленного производства. И сейчас задача республики состоит в том, чтобы "заработать любые деньги любой ценой".
"В этих условиях белорусская сторона цепляется за любую возможность, включая демпинг, для того, чтобы завоевать какие-то рынки и заработать какие-то деньги", – говорит доктор экономических наук.
Минск пошел на уступки крупным потребителям
Худалов подчеркивает, что жесткие действия БКК на мировом рынке обусловлены различными факторами, в том числе внешними. По мнению эксперта, помимо желания Минска закрепиться в качестве крупнейшего поставщика калия, компании пришлось снизить цену под давлением крупных потребителей, в частности "очень агрессивного переговорщика" – Пекина, который хотел сэкономить.
"Китай способен жестко продавливать свои "хотелки" по ценам. Поэтому нельзя говорить о том, что БКК занимается демпингом, скорее, БКК готов идти на снижение цен. При этом покупатели требуют этого снижения в силу того, что для них экономическая ситуация сейчас ухудшилась", – объясняет собеседник Sputnik.
Кроме того, и Нью-Дели желал снизить свои издержки, ведь индийский бюджет сильно пострадал в результате коронавируса и девальвации рупии. И цены на уровне 290 долларов, которые были в прошлом году, были бы для индийцев достаточно обременительными", – говорит Худалов.
Минск и Москва смогут занять нишу канадских предприятий
Этот год станет тяжелым для поставщиков калийных удобрений в мире, считает Худалов. Столь низкая цена приведет к тому, что ряд рудников, в частности, в Канаде и Китая, которые добывают материал с высоким уровнем себестоимости, будут законсервированы, поскольку для них цена в 220–230 долларов за тонну является недостаточной для компенсации текущих затрат.
"Белорусы и россияне будут чувствовать себя несколько лучше за счет девальвации нацвалют, но хуже, чем в прошлом году. Российский "Уралкалий" недополучит часть предполагаемой выручки. Однако себестоимость калия и в России, и в Беларуси ниже, чем нынешняя цена, и компании не будут разорены", – говорит специалист.
По данным Худалова, в 2015 году себестоимость калия в РФ и Беларуси не превышала 60–70 долларов за тонну. С тех пор она увеличилась, но, по мнению эксперта, вряд ли более чем на 15%, поэтому можно говорить, что себестоимость ниже 100 долларов за тонну для обеих компаний.
Эксперт не считает, что действия Минска направлены именно против российской компании "Уралкалий". Действия БКК могут быть адресованы игрокам с более высокой себестоимостью материала, против Канады и Китая, которые не смогут воспользоваться нынешней ситуацией с девальвацией валют развивающихся стран в пользу того, чтобы застолбить себе место на рынке путем потери части рентабельности производства.
В долгосрочной перспективе Минск и Москва могут выиграть от нынешней ситуации, предполагает аналитик. Часть избыточных мощностей, которые массово вышли на рынок калийных удобрений в 2014–2015 годах и, собственно, уронили цену, будет выведена из производственного оборота.
"Я надеюсь, что наименее эффективные предприятия из Канады – страны, которая является крупнейшим поставщиком калийных удобрений, покинут рынок, а россияне и белорусы смогут занять их нишу. Если Канаду удастся потеснить, то это будет хорошая история для калийной отрасли Союзного государства", – заключил Худалов.
Он предполагает, что через два-три года на рынке образуется дефицит калийных удобрений, в связи с чем их стоимость вырастет в двукратном или даже трехкартном размере, и БКК и "Уралкалий" смогут на этом хорошо заработать.