Алла Трубникова родилась в семье военнослужащего, и отец был для нее примером. Чтобы продолжить семейную династию, решила окончить Академию МВД, всегда видела себя только в погонах.
Сейчас она – майор юстиции, старший эксперт экспертно-криминалистического отдела по Партизанскому району Заводского города Минска межрайонного отдела Госкомитета судебных экспертиз.
Алла Трубникова не любит детективные сериалы. Ей не понятно, почему в них в качестве представителя ее профессии выступает обычно неопрятный мужчина средних лет – в растянутом свитере и с длинными волосами.
"Такое просто недопустимо. Мы люди в погонах, и должны соответствовать предъявляемым к нам требованиям в любое время и при любых условиях", – убеждает Алла Станиславовна.
Сама она выглядит с иголочки, а для того, чтобы сбросить эмоциональное напряжение после трудного дня или дежурства, отправляется на шейпинг.
Чемодан эксперта-криминалиста похож на бьюти-кейс. Только весит он 14 килограммов. А внутри – порошки, линейки, лупа, гипс, молоток, другие инструменты – и лак для волос!
"Это экспертный чемодан, с которым специалисты выбывают на место происшествия. В нем находится все необходимое для работы. Людей удивляет – зачем молоток, зачем стамеска?" – показывает Алла Станиславовна содержимое чемоданчика.
Такой набор инструментов нужен, к примеру, если приходится работать на месте взлома квартиры.
"Чтобы изъять следы орудия взлома либо изъять замок, узнать, отпирался он штатным ключом или его взломали, применяются плоскогубцы, отвертка и другие инструменты", – рассказывает эксперт.
Есть в чемодане набор для изъятия следов рук – дактопорошки и кисти для работы с ними. В свободной продаже таких порошков нет. Они производятся специально для судебных экспертов. По мнению специалиста, известные многим сканеры, которые используются на границах, традиционный способ получения отпечатков пальцев рук не заменят.
"Электронный оттиск во многом зависит от состояния кожных покровов – они могут быть или очень влажные, или очень сухие. И когда при сканировании происходит поворот пальца, может получиться смазанный или недостаточно четкий отпечаток. А когда мы наносим краску и потом оставляем отпечатки на бумаге, хорошо просматриваются все особенности строения папиллярного узора", – поясняет эксперт.
По отпечаткам пальцев можно составить представление о человеке, которому они принадлежат.
"Если на отпечатках много морщинок, можно понять, что человек занимается каким-то физическим трудом. Женщины порой удивляются: "Ой, у нас такие пальцы!" Я объясняю: "Но вы же стираете, вы же готовите, руки часто бывают в воде", – рассказывает Алла Станиславовна.
Поврежденные кожные покровы бывают и у людей творческих профессий – например, по отпечаткам пальцев художника легко понять, что он работает с красками и реактивами.
В чемодане эксперта есть и неожиданные предметы – например, лак для волос. Он используется не по привычному своему назначению, а помогает, к примеру, зафиксировать следы, оставленные на песке – ведь они могут разрушиться при малейшем дуновении ветра.
Перчатки, бахилы и медицинские повязки – обязательный элемент экипировки специалиста, ведь он должен работать так, чтобы сохранить все имеющиеся следы на месте преступления.
Алла Станиславовна признает – преступники порой продолжают ее удивлять, несмотря на то, что повидала она уже многое.
"Сейчас много сериалов детективного жанра транслируется по телевидению, кто-то что-то для себя может в них почерпнуть, но мы имеем секреты работы, обладаем опытом, знаниями и смекалкой", – говорит эксперт.
Корреспонденты Sputnik узнали, как выглядит процесс получения отпечатков пальцев рук, изучили содержимое чемодана эксперта-криминалиста и расспросили Аллу Трубникову о самом первом выезде на место происшествия. Смотрите на видео, что нам удалось выяснить.