"Первое время будущему мужу не рассказывала, где работаю, вообще стараюсь людей не шокировать", – смеется лейтенант милиции, сотрудник ОМОН УВД Миноблисполкома Татьяна Другоченко. В ОМОН она уже около пяти лет, сейчас служит во взводе оперативно-боевого назначения. Основная задача – силовая поддержка при задержании потенциальных преступников.
А муж – учитель музыки, преподает игру на фортепьяно. По словам Татьяны, божественно поет… В общем, не рискнула она с ходу рассказывать о своих успехах в рукопашном бое, стрельбе и задержаниях преступников. Сказала, что работает бухгалтером.
"А потом все чаще стало получаться: он мне звонит: "Где ты, моя крошечка?" А у меня там мужские голоса и музыка: когда мы куда-то выезжаем, а дорога по области бывает длинная, слушаем музыку... Естественно, стали возникать вопросы: "Что ты делаешь?! Где ты находишься?!" – рассказывает Татьяна.
Первая реакция на "работаю в ОМОН" у будущего мужа была: "Да ладно, не прикалывайся". Пришлось показать фотографии. "Он, когда отошел от шока, с гордостью показывал это фото своей маме", – смеется Татьяна.
О разном отношении окружающих, а также о том, что привело ее в ОМОН и что она здесь делает, Sputnik и расспросил Татьяну.
Детская мечта
На самом деле оказаться в ОМОН хотела с детства, ошарашивает Татьяна корреспондента Sputnik. В том числе и потому, что перед глазами был пример отца – офицера милиции.
"С детства помню, как отец приходил с работы – а он у меня красивый, рослый, статный, плюс эта форма… Всегда гладко выбритый, все всегда выглажено. Вот у меня это и отложилось – я всегда хотела работать в милиции. Почему-то я считала, что это самая почетная работа. И я к этому потихонечку стремилась", – рассказывает Татьяна.
После школы она пошла в университет физкультуры. Занималась греблей, была успешной спортсменкой. Окончив вуз, решила вернуться к детской мечте – уйти в милицию, но первый муж был категорически против. К тому же надо было отработать "спортивное" распределение после вуза.
"Отработала и была там на хорошем счету… А потом мне предложили служить в ОМОН Минской области. Я – "конечно, хочу". И тогда мне уже было без разницы, какая работа и карьера меня ждали в дальнейшем, потому что ОМОН – это была моя мечта", – признается Татьяна.
На вопрос "почему именно ОМОН", говорит, потому что "девочка сильная". А еще – потому что хотелось делать что-то нужное.
Пришлось повоевать за душ
Девушек стали набирать в ОМОН прежде всего, чтобы решить вопрос с досмотром гостей-дам на массовых мероприятиях. Татьяна стала второй в ОМОНе Минской области.
"Когда мой командир узнал, что к нему во взвод придет девушка на службу, он сказал: "Зачем?! Зачем нам женщина на корабле?" Потом, конечно, поменял свое мнение. Сейчас мы с ним хорошо дружим, общаемся, и по службе он мне помогает, подсказывает… Но первое время было тяжело. Мужчины же не воспринимают женщину как себе подобную", – говорит Татьяна.
Чтобы отвоевать право на профессию, пришлось вызывать наиболее недоверчивых коллег на разговор.
"Могла и пригрозить. Могла бы и на ковер в спортзал вызвать (Татьяна – мастер спорта международного класса по рукопашному бою – Sputnik), но, слава богу, мне хватило словарного запаса, чтобы объяснить, что они неправильно себя ведут. И потом, я же не даю поводов усомниться в себе. Я выполняю абсолютно все, что делают мужчины", – рассказывает Татьяна.
Со временем конфликтных ситуаций стало меньше. Хотя скепсис коллег-мужчин побороть до конца ей так и не удалось. На вопрос, когда планирует их все-таки убедить-победить, Татьяна только рассмеялась: "Боюсь, никогда".
Первые годы у Татьяны было еще одно поле боя – женского душа в подразделении по понятным причинам не было. Было одно единственное помещение, где могли мыться одновременно восемь парней.
"Сразу, пока я со всеми не раззнакомилась, оставалась после работы и шла мыться после всех. А потом подумала: в конце концов, почему я должна в свое личное время оставаться тут, ущемлять себя?" – вспоминает собеседница.
"Стала говорить: "Ребята, часть помылась, дайте я помоюсь 10 минут, а потом опять вы поточно"… Ну что, приходилось стоять в дверях, говорить "подождите". Плохо в спину они, конечно, ничего не говорили. Входили в положение, понимали, что надо уступить", – смеется Татьяна.
В прошлом году в подразделении, наконец, появился отдельный женский душ. По словам Татьяны, бытовых сложностей стало меньше с приходом нового начальника УВД Миноблисполкома Александра Ковальчука. К слову, сейчас в ОМОН УВД Минского облисполкома служат уже 7 девушек. Пять из них исправно участвуют в выездах.
Задержанные удивляются
Ее служба сейчас – это выезды, силовая поддержка других милицейских подразделений при задержаниях. Чаще всего работает с наркоконтролем. Пока специалисты проводят, например, обыск, Татьяна с коллегами охраняют потенциальных подозреваемых: чтобы они ничего не сделали с собой или с веществом.
С наркотиками сейчас, конечно, катастрофа, замечает Татьяна.
"Чаще задерживаем людей, которые подозреваются в незаконном обороте наркотиков. Заступаем в 8 утра – и на сутки. В течение суток таких ситуаций может быть не одна. А может одна ситуация затянуться на целые сутки", – объясняет девушка.
На вопрос, бывает ли страшно, признается: бывает, особенно, когда приходится применять спецсредства. Но за спинами старается не прятаться и в машине не отсиживаться.
"Таня, посиди" – такого нет. Потому что Таня все равно пойдет, даже если ей скажут "посиди". Хотя был случай, когда мой напарник меня прикрыл: на нас кинулся человек с ножом. Я уже была готова дать отпор, но напарник успел среагировать быстрее", – рассказывает Татьяна.
Зато с задержанными, признается, у нее порой проще получается установить контакт, чем у коллег-мужчин. Если с омоновцем-мужчиной потенциальные злодеи находят повод поконфликтовать, то, столкнувшись с женским обаянием, теряются и быстрее "сдаются".
"Когда только заходишь – в форме, куртка массивная, шапка, лицо закрыто – они же сразу не понимают, что перед ними женщина. Потом слышат голос – не понимают: как это?! Удивляются: "Женщина?" Потом снимаешь шапку, видят – симпатичная, спасибо отцу, наградил хорошими данными… И я начинаю с ними разговаривать, и очень часто мне хватает просто беседы, чтобы они пошли с нами на сотрудничество", – говорит Татьяна.
Шпильки vs берцы
Она до сих пор немного обижается, что ее не поздравляют с 23 февраля. Она ведь тоже защитница. Сама исправно готовит подарки братьям, мужу и коллегам. И ждет 8 Марта.
"Когда дарила мужу подарок, в шутку спросила: "А где мой подарок?" На что он сказал: "Таня, твой день 8 марта. Потерпи. Будет сюрприз"… И вот зачем он это сказал?! Потому что когда женщина знает, что будет сюрприз, она будет ходить по квартире и искать, где же этот сюрприз спрятан", – смеется Татьяна.
Признается, что так и не решила для себя, что больше любит – шпильки или берцы. Но в камуфляже, говорит, ей комфортно, и объясняет: "Это потому что люблю свою работу".
"Дома я стараюсь быть женщиной. Весь быт на мне: уборка, готовка. Очень люблю печь – тортики. Защиту жду. Иногда даже могу специально притвориться, что не могу что-то сделать, прошу мужа: "Помоги"… А он все равно, как бы я ни хорохорилась, как бы ни говорила, что вот я все могу, говорит: "Ты – слабая!", а я улыбаюсь, говорю ему совсем другие слова, но в голове понимаю, что это действительно так", – говорит лейтенант милиции, сотрудник ОМОН УВД Минского облисполкома Татьяна Другоченко.