Макей: пока нет смысла работать над дорожными картами

© Sputnik / Виктор ТолочкоМинистр иностранных дел Беларуси Владимир Макей
Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей - Sputnik Беларусь
Подписаться
Дорожные карты планировалось подписать к 20-летию Союзного государства, однако, по словам главы МИД, необходимо сначала решить вопрос с поставками нефти.

МИНСК, 5 мар – Sputnik. Беларусь не видит смысла работать над интеграционными дорожными картами, пока не решены нефтяные вопросы, заявил глава МИД Владимир Макей.

"Давайте (…) решим вопрос с нефтяными поставками, а потом уже будем дальше думать. Не работает сейчас рабочая группа, и смысла нет сейчас работать над этими дорожными картами, пока не будут решены эти вопросы", – заявил журналистам в четверг в Минске глава внешнеполитического ведомства Владимир Макей.

Госсекретарь США Майкл Помпео - Sputnik Беларусь
Лукашенко рассказал, что Помпео предложил кредит на нефтепровод из Балтии

Дорожные карты, нацеленные на углубление интеграции, планировалось подписать к 20-летию договора о создании Союзного государства. Разработку отраслевых карт по развитию интеграции курировала созданная правительствами Беларуси и России рабочая группа. В конце минувшего года первый вице-премьер Беларуси Дмитрий Крутой отмечал, что нерешенными остаются три вопроса: "газ, нефть и определенные вопросы по налоговой карте".

Нефтяной вопрос

Беларусь и Россия к началу 2020 года не смогли прийти к соглашению по стоимости нефти: республика отказывается платить поставщикам премию в 10 долларов, даже несмотря на готовность российской стороны снизить ее размер до шести долларов за тонну к цене поставки. На этом фоне 1 января были приостановлены поставки сырья в республику.

В качестве временной меры Беларусь закупила 750 тысяч тонн у компаний российского бизнесмена Михаила Гуцериева, которые согласились работать без премии. Одновременно, как заявляет правительство, ведутся переговоры с альтернативными поставщиками нефти.

Ремонт нефтепровода Дружба - Sputnik Беларусь
Лукашенко: отдельные страны при помощи вентиля на трубе решают вопросы

В январе республика также договорилась о покупке 80 тысяч тонн норвежской нефти для "Нафтана" – марка Johan Sverdrup максимально близка по характеристикам к Urals. Поставка осуществляется через порт Клайпеды, который в год может пропустить лишь 3,6 миллиона тонн.

Кроме того, за перевалку и транспортировку норвежской нефти Беларусь переплачивает около 20 долларов за тонну. На НПЗ в Новополоцке норвежское сырье доставлялось по железной дороге. Поставки всего объема нефти заняли две недели.

Позже, также через Клайпеду, Беларусь закупила несколько танкеров российской нефти, приобретенной без премии.

Для загрузки одного "Нафтана" требуется около девяти миллионов тонн ежегодно, то есть порядка 25 тысяч тонн ежедневно. Мозырский НПЗ перерабатывает около десяти миллионов тонн в год. Большая часть продукции "нефтехима" идет на экспорт в виде светлых нефтепродуктов, в первую очередь автомобильного топлива. По данным на вторую половину февраля, НПЗ республики работали лишь на 50% мощности.

Без альтернативы?

Беларусь уже искала альтернативные источники нефти в предыдущие годы. Так, у Венесуэлы республика закупала марку Santa Barbara в начале 2010-х. Однако чрезвычайно дорогая логистика вынудили прибегнуть к своп-схеме с Азербайджаном. Всего республика закупила у Венесуэлы за три года около 3,4 миллиона тонн. Интересно, что средняя цена за тонну российского сырья для Беларуси в 2010 году была 434 доллара, венесуэльского – 647 долларов.

Добыча нефти - Sputnik Беларусь
Казахстан готов продавать Беларуси нефть с экспортной пошлиной

Чуть менее миллиона тонн Беларусь закупила у Азербайджана в 2011-м – по цене в 838 долларов за тонну. Для сравнения: российская нефть тогда же стоила около 430 долларов за тонну. В 2016-м Беларусь вновь обратилась к Азербайджану, однако закупала нефть также в небольших объемах: 560 тысяч тонн. В 2017-м республика закупила 1,4 миллиона тонн нефти у Ирана.

Покрыть потребности Беларуси в нефти не могут ни Азербайджан, ни Казахстан, ни другие страны-партнеры. Кроме того, ее все равно придется "разбавлять" российской, ведь белорусские НПЗ "заточены" под Urals. При этом стоимость альтернативных поставщиков всегда превышает цену на российское сырье, с учетом логистики – порой почти в два раза.

В прошлом году Беларусь покупала у России нефть по средней цене в 364 доллара за тонну. При этом республика платила за сырье лишь 83% от мировой стоимости нефти.

Во второй половине февраля вопрос с поставками нефти в республику так и не был решен, однако президент Беларуси Александр Лукашенко сообщил о "неожиданном предложении" российского коллеги Владимира Путина по данной теме. Как заявлял президент, предложение будет оценено правительством, после чего будет принято решение.

Лента новостей
0