Нефтеперерабатывающие заводы в Новополоцке и Мозыре строились во времена плановой экономики огромной страны, которая не считалась с издержками, претворяя колоссальные проекты в жизнь.
Российская нефть вот уже пять десятков лет течет в Европу по нефтепроводу "Дружба". И все это время белорусские НПЗ даже не думали искать другой постоянной возможности получать нефть, потому что более дешевой альтернативы попросту не существовало.
Ситуация кардинально изменилась с наступлением 2020 года, когда белорусская сторона не сумела договориться о новом нефтяном контракте с Россией. Камнем преткновения стала так называемая премия в 10 долларов для российских нефтяных компаний, которая задумывалась как стимул для поставок в Беларусь.
Президент Лукашенко посчитал, что это дорого, и поручил искать альтернативные маршруты поставок нефти. Идеальной ему показалась формула, когда сырье на белорусские НПЗ поступает на треть по "Дружбе", на треть – из литовской Клайпеды и еще треть – по трубопроводу "Одесса – Броды".
Договор дороже денег
Отсутствие привычных поставок сырья заставило нефтяников зашевелиться, и уже в январе удалось договориться с не чужим для белорусского двора бизнесменом Гуцериевым. Подконтрольные российскому миллиардеру компании начали поставлять нефть без премии, но объемов очевидно не хватало.
В этих условиях Беларусь свернула экспорт собственной нефти, добыча которой едва превышает 1 миллион тонн в год, и перенаправила ее на свои заводы.
Затем и вовсе последовали сенсационные новости, когда всем стало известно, что в литовскую Клайпеду прибыл танкер с 86 тоннами нефти для новополоцкого "Нафтана".
Черное золото не потекло по трубе из Литвы, а отправилось по железной дороге. И, по некоторым расчетам, из-за такой схемы поставок одна тонна норвежской нефти обошлась на 20 долларов дороже, чем российская, если бы она поступала по "Дружбе".
Теперь в марте в Клайпеде ждут еще два танкера, но уже с нефтью российского происхождения. Концерн "Белнефтехим" не скрывал, что сырье приобретено у нефтетрейдеров, которые всегда имеют дисконт в цене от производителей.
Причем в концерне настаивают, что условия сделки, которые, конечно же, не разглашают, такие комфортные, что эта нефть еще привлекательнее по себестоимости, даже учитывая перевалку в Литве, чем полученная напрямую из России.
Сложившаяся ситуация привела к тому, что НПЗ в Новополоцке и Мозыре в первые два месяца были загружены лишь наполовину от собственных мощностей. В январе-феврале заводы переработали всего 1,8 миллиона тонн нефти при годовых объемах в 18 миллионов тонн.
Украинский транзит
Осознавая слабую пропускную способность литовской Клайпеды в 3,6 миллиона тонн нефти в год, белорусская сторона пыталась договориться о реверсных поставках сырья из Польши по западной ветке "Дружбы".
И вот во вторник стало известно, что удалось договориться с украинцами о транспортировке сырья по магистральному трубопроводу "Одесса – Броды".
В концерне "Белнефтехим" даже успели заявить, что в скором времени ждут танкеры с российской или азербайджанской нефтью. Правда, в среду компания SOCAR из Азербайджана распространила информацию о том, что договоренностей о поставках с Беларусью пока еще нет.
Вероятно, в украинский порт может поступить российская нефть, которая, как в случае с Клайпедой, скорее всего, закуплена у трейдеров, иначе объяснить факт поставки танкерами, а не напрямую по "Дружбе" нельзя.
Поставлять нельзя отказываться
Сейчас белорусская сторона находится в особом положении, которое лучше всего иллюстрирует сцена из мультфильма с задачей, где нужно поставить запятую в предложении – "казнить нельзя помиловать".
С прибытием первого танкера в Одессу и началом прокачки нефти в направлении НПЗ в Мозыре можно будет говорить о том, что желание главы государства диверсифицировать источники поставок исполнено в точности.
Правда, после этого нельзя будет тихо замести под ковер договоренности, когда контракты с российскими компаниями будут заключены. Несмотря ни на что, нужно будет определенные объемы поставлять через Клайпеду и Одессу, чтобы не только заявить о собственной решимости к таким поставкам, но и заверить новых партнеров в серьезности своих намерений.
Ведь в будущем, случись очередной кризис с поставками сырья, убедить украинцев и литовцев задействовать их маршруты будет куда сложнее, поэтому теперь Минску нельзя терять лицо и необходимо поддерживать жизнеспособность этих каналов поставок.
Сколько может получить денег Минск
Белорусская нефтянка в разные годы своего существования работала на разных условиях доступа к сырью из России. Нынешняя ситуация напрямую вытекает из событий 2017 года, когда две страны договорились, что белорусские НПЗ, согласно индикативному балансу, получат 18 миллионов тонн нефти на переработку, а еще 6 миллионов тонн будут перетамаживаться.
Условия ведения бизнеса стали кардинально меняться в 2019 году, когда началась реализация налогового маневра в российской нефтяной отрасли. Таким образом, к 2024-му должны полностью постепенно обнулиться вывозные пошлины на сырье, но вместе с этим вырастет налог на добычу полезных ископаемых.
Заместитель министра финансов Беларуси Андрей Белковец в конце 2018 года говорил, что в совокупности от налоговой реформы, реализуемой в России, белорусская сторона может потерять 10 миллиардов долларов.
Совсем недавно президент Лукашенко рассказал, что его российский коллега Путин в ходе телефонного разговора сделал предложение, как решить вопрос с поставками нефти.
По его словам, российский президент сказал о готовности компенсировать выпадающие 300 миллионов долларов. Затем в ходе встречи белорусского лидера с послом в Москве Владимиром Семашко он озвучил предварительные расчеты условий.
Лукашенко заявил, что при условии покупки в России всего объема, заявленного в индикативном балансе в 24 миллиона тонн, Беларусь потеряет около 420-430 миллионов долларов.
Позднее министр энергетики Александр Новак расшифровал предложение, сделанное российской стороной, которое заключается в ежегодном снижении премии компаниям в 2 доллара. Ранее озвучивалось, что премия в 2019 году составила 10 долларов.
Таким образом, закупив весь заявленный объем нефти в России, белорусской стороне получится сэкономить около 48 миллионов долларов, что почти в 10 раз меньше озвученных президентом Лукашенко потерь. Как будет компенсирована оставшаяся сумма потерь – пока непонятно.