Причем с места в карьер на кон было поставлено два комплекта наград: сильнейших в суперспринте – самой молодой дисциплине, лишь недавно "сочиненной" высокими умами техкома IBU, – определили и мужчины, и женщины.
Но прежде чем обратиться непосредственно к спортивным итогам первого дня чемпионата Европы-2020 (Бочарников – чемпион, Смольский и Алимбекова выиграли дневные квалификационные забеги), колумнист Sputnik Руслан Васильев предлагает еще раз заострить внимание на том, сколь полезен/вреден для лучших отечественных биатлонистов континентальный форум, на который они попали с корабля на бал.
Завидуем, а не жалеем!
Не секрет, что все сообщество "диванных экспертов", реализующихся на различных площадках в социальных сетях, устав поливать всех и вся грязью за гонки чемпионата мира, прониклось жалостью к стреляющим лыжникам, которые только в понедельник вернулись из Антхольца в Минск.
Дескать, руководство федерации и тренерский штаб сборной – прожженные, закоренелые садисты. Решили загнать в могилу несчастных, переутомленных парней и девчонок. Для чего, зачем, спросит иной "наивный болельщик", они что, сами себе враги?
И тут же получит "компетентный ответ". Разумеется, ради спасения собственной шкуры. Они, эти садисты и карьеристы, теперь хотят "прикрыться" медалями чемпионата Европы, чтобы сгладить впечатление от "провала в Антхольце".
На мой взгляд, здесь важнее всего была уверенность самых злобных "диванщиков" в том, что все в Раубичах сложится для хозяев хорошо. То есть найдется чем прикрыться. Иначе зачем беспокоиться? И ведь уже правы!
А если серьезно, то понять такую "критическую позицию" нельзя. Вот, значит, украинцы, привезшие в Раубичи Пидручного и призеров ЧМ-2020 в женской эстафете во главе с Пидгрушной, не боятся никого загнать? Или болгары, что "бросили в топку" третьего топ-турнира кряду – молодежный и взрослый чемпионаты мира, а теперь континентальный форум – свою звездочку Тодорову, тоже "белые и пушистые"?
Да, и таких примеров можно привести много. Или еще один аргумент. По всей видимости, вся "диванная камарилья" – счастливейшие из хомо сапиенс. Они работают только в те дни, когда бодры, веселы, прекрасно себя чувствуют, что и мотивирует их на труд.
Увы и ах! Обычные люди, отрывающиеся от диванной неги, к коим в данном контексте отнесем и биатлонистов, имеют иные стартовые позиции. Ибо есть такое слово "надо"! Поэтому при не лучшем самочувствии, при наличии неприятностей в семьях или каких-то бытовых заморочках мы идем на службу. Работать. Как бы ни было трудно или больно. Уж так заведено. И правильно.
"Когда мне плохо, я работаю. Когда у меня неприятности, когда у меня хандра, когда мне скучно жить, я сажусь работать. Наверное, существуют другие рецепты, но я их не знаю. Или они мне не помогают. Хочешь моего совета – пожалуйста: садись работать", – так говорил герой братьев Стругацких гений-математик Вечеровский из повести "За миллиард лет до конца света".
Такова "не диванная" жизнь. И жалеть спортсменов – абсурд. Им надо завидовать. Во-первых, проникнитесь мыслью Франца Шуберта: "Лучшие мои композиции, приносящие миру огромное наслаждение, рождаются из моих глубочайших печалей".
В преломлении на спорт, чем скорее появляется после поражения шанс на реванш, тем лучше. Ибо есть возможность снять с себя психологическое давление. Или, наоборот, продемонстрировать свою ментальную слабость, чем своевременно насторожить тренеров.
Во-вторых, профессиональный спорт – это бизнес. Спортсмены получают денежку, а не гоняются за фантики. И разбрасываться шансами заработать в "европейских гонках", особенно после неудач на "мире", не дальновидно. Да и не только после неудач! Украинский пример в данном контексте очень показателен: "бронза" Антхольца – это круто, но много – не мало!
Наконец, в-третьих, для кого вообще придуман этот биатлон?! Да и ладно биатлон. Великий философ ХХ века (несмотря на все свои политические идеалы) Мартин Хайдеггер очень четко все сформулировал: "Такой вещи, как человек, являющийся человеком благодаря самому себе, не существует". Существующего "благодаря самому себе биатлониста" – тем паче нет! Зритель и только зритель находится в приоритете каждой "фабрики эмоций", включая, естественно, и биатлонный конвейер. А уж выступить дома, порадовать своих поклонников в прямом общении – величайшая радость для каждого нормального спортсмена.
"Буду рад выступить в Раубичах, – сказал мне еще в Антхольце Никита Лобастов. – Ни капельки не расстроился, просто замечательно. А усталость – не усталость! Мы же много тренировались, и, значит, все должно быть хорошо".
А Бочарников? "Как только узнал, что чемпионат Европы перенесен в Раубичи – воспарял духом. Это удачное место для меня. А я всегда мечтал выиграть личную медаль. И вот – получилось!"
И посмотрите, как заулыбалась, как стала оттаивать сердцем в Раубичах Ирина Кривко, которая в последние дни в Антхольце буквально почернела лицом. Или Алимбекова, которая стала походить на себя после выигрыша квалификации, в которой у нее получилось почти все. Не дотерпела в финале – ничего. Уже есть просвет.
Так что выступить на домашнем чемпионате Европы основным составом – на тысячу процентов верное решение. Конечно, оно не пришлось по вкусу "диванным экстремистам", видимо, рассчитывавшим изгаляться по следам выступления вторых и третьих номеров белорусской сборной, что еще не вполне конкурентоспособны. Хотя и Сабитова утерла в среду носы своим недоброжелателям.
Квалификация суперспринта – лучшая гонка в карьере Аделины, и ее гонители хоть на время прикусили язычки-жала. Она справилась со стрельбой в сложнейших ветровых условиях Раубичей, сумев потерпеть на кашеобразной лыжне (хорошо, что есть и такая!), которая к ее стартовому номеру окончательно превратилась в варево. Да и в финале была 24-й, что для четырех рубежей тоже неплохо.
Финальные аккорды
Суперспринт – не просто самый юный, но и самый хитрый нынче биатлонный соревновательный вид. У него необычная для мира стреляющих лыжников подоплека. Ведь к чему все привыкли? Приехал/пришел на стадион, размялся, пристрелялся, отработал гонку, произвел закатку, отправился восвояси.
Но суперспринт состоит из двух частей – дневной квалификации и вечернего финала. Что у многих еще не отложилось в голове. Иначе зачем было ушедшей лидером после "стойки" Алимбековой так "умирать" на последнем круге? Да, между первым и десятым местом есть разница в стартовой позиции. Но это вам не "Гран-при Венгрии" "Формулы-1" на "Хунгароринге", где обгоны почти невозможны и квалификация всегда предопределяет результат гонки.
Тем интереснее было ожидать вечерних финалов. Хотелось понять, как белорусские стреляющие лыжники справятся с многоступенчатостью суперспринта. Пример Смольского сказал сам за себя. Похоже, для Антона именно разбивка на "день-вечер" помешала реализовать свои лидерские возможности.
А вот Бочарников как бы затаился, чтобы затем удивить. Ведь понятное дело, что если тебя тренеры заявляют в последнюю группу квалификации при такой каше на лыжне – 116-й номер, то расчет делается на твоих товарищей по команде. Но Сергей без проблем отобрался 17-м в финал, чтобы в нем реализовать свой козырь – стабильную в хорошие дни стрельбу стоя, а заодно пристыдить тех болельщиков (я в их числе!), что разуверились в его последнем круге.
В Раубичах Бочарников не только вытерпел, но и продемонстрировал тактическую выучку, "захлопнув калитку" в последнем вираже для своих преследователей. Того же призера ЧМ-2019 украинца Пидручного, который и нынче очень хорош. Браво, Сергей! Так и реализуются мечты.
После трех рубежей женской гонки появилась материально подкрепленная надежда, что еще один объект постоянной критики – Алимбекова – принесет медаль белорусской сборной. Динара лидировала после первой "стойки", но заключительный огневой рубеж ей не удался – штрафной 75-метровый круг лишил олимпийскую чемпионку и энергии, и шансов.
Но! Женский суперспринт тоже оставил приятное впечатление. Желание у спортсменок есть – и это главное после уныния в Антхольце.
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции