Первые намеки на проведение совместных белорусско-украинских Олимпийских игр появились в сентябре 2019 года, когда Александр Лукашенко рассказал о желании президента Украины Владимира Зеленского замахнуться на Олимпиаду. Спустя четыре месяца об этом вспомнила украинская сторона в лице премьер-министра Алексея Гончарука. Он заявил о поручении Зеленского начать подготовку к совместной заявке.
Путь к Олимпиаде занимает около 10 лет с момента возникновения идеи. Половина этого времени уходит на подготовку всего необходимого для проведения Игр и всестороннюю проверку со стороны Международного олимпийского комитета (МОК), который объявляет победителя за семь лет до Олимпиады.
Как происходит выбор места проведения?
На официальном сайте МОК прямым текстом сказано, что одно из важнейших требований – это обеспечение долгосрочного развития города/страны после завершения Олимпиады. В случае, когда к Играм строятся спортивные объекты и транспортная инфраструктура, возникает вопрос их дальнейшего использования. Достаточно взглянуть на заброшенные арены в Рио-де-Жанейро, Афинах и Пекине, не говоря уже о более ранних Олимпиадах.
Из недавних хозяев лучше всех с этим справился Лондон – огромный развитый мегаполис, которому не пришлось многое достраивать, а то, что все же нужно, удачно использовали в дальнейшем. Например, 80-тысячный Олимпийский стадион, который сейчас является домашней ареной футбольного клуба "Вэст Хэм Юнайтед".
Единственный фактор, не позволяющий принять Олимпийские игры Беларуси и Украине, исчез в мае 2019 года на исполкоме МОК в Лозанне. По его итогам процесс выбора хозяина ОИ стал более гибким, и, что самое интересное в случае Беларуси и Украины, принимающая сторона не должна быть привязана к одному городу. Сейчас заявку подать могут как несколько городов, так и целый регион или даже две страны.
Из официальных документов можно выделить несколько критериев, на которые МОК в первую очередь обращает внимание при выборе места проведения:
1. Наличие спортивных сооружений
Самое крупное спортивное событие четырехлетия должно пройти на идеальных площадках, которые или уже есть, или предстоит построить в соответствии со всеми международными регламентами.
2. Спортивное наследие
Неоднозначный пункт, подразумевающий наличие в стране олимпийских традиций и общего интереса к спорту. Беларусь и Украина в этом случае крепкие мировые середняки, что не должно стать преградой для проведения Игр.
3. Общая инфраструктура
Это наличие дорог, общественного транспорта, аэропортов, гостиниц и других объектов, которые сделают пребывание спортсменов и болельщиков в стране более комфортным. Даже не вдаваясь в подробности, понятно, что Беларуси и Украине нужно серьезно поработать в этом направлении.
4. Финансирование
Местная власть должна заверить МОК, что на проведение Игр будет выделено нужное количество денег. Также важно убедить международную делегацию в порядочности застройщиков и должном уровне подготовки обслуживающего персонала.
5. Опыт проведения крупных соревнований
Тут проблем нет. Беларусь принимала II Европейские игры и чемпионат мира по хоккею. Украина – футбольный чемпионат Европы. Все эти турниры прошли на высоком уровне, что признано соответствующими федерациями.
6. Условия окружающей среды
Игры не могут проходить в городах, где зарегистрирована эпидемия, как, например, сейчас в китайском Ухане. Также по требованию МОК в процессе подготовки не должна страдать природа. В этом плане были большие претензии к Пхеньяну, где для подготовки к зимним Играм 2018 года была уничтожена флора и фауна одного из горных склонов.
7. Безопасность
Этот пункт подразумевает спокойное нахождение в стране всех участников и их беспрепятственное передвижение по объектам. Даже Бразилия, где, как известно, есть проблемы с организованной преступностью, смогла выполнить это условие. Требованиям безопасности стали уделять повышенное внимание после теракта на мюнхенской Олимпиаде в 1972 году. К счастью, ничего подобного в дальнейшем не случалось.
Можно готовиться, потратить кучу денег, но все равно проиграть
Допустим, все названные требования будут соблюдены. В таком случае начнется конкуренция между несколькими претендентами на проведение ОИ. Процесс приема заявки условно можно разделить на три этапа.
Первый – этап заинтересованности, когда города, а в нашем случае страны, уведомляют МОК о своем желании принять Олимпиаду. После этого комитет всячески содействует тому, чтобы заявители сразу поняли, с чем им придется столкнуться. В основном это информационная поддержка и участие в различных семинарах, а также обязательное посещение ближайших Игр.
Второй – составление концепции проведения. К этому времени четко вырисовываются несколько претендентов, которые представляют МОК план подготовки со всеми финансовыми подробностями. По сути, эти документы являются наброском того, как пройдет Олимпиада.
Третий – официальная подача заявки. После начальных проверок МОК отсеивает лишних и публикует список городов/стран, которые будут бороться за право проведения ОИ. На этом этапе остаются около четырех кандидатов.
Окончательный выбор места происходит за семь лет до начала Игр. После этого комитет начинает тесное сотрудничество с организаторами и контролирует исполнение обязательств. Члены исполкома МОК голосуют в несколько этапов, на каждом из которых отсеивается по одному кандидату.
Вот так это выглядело на примере Олимпиады-2016 в Бразилии:
1-й этап. Мадрид – 28 голосов, Рио-де-Жанейро – 26, Токио – 23, Чикаго – 18.
2-й этап. Рио-де-Жанейро – 46 Мадрид – 29, Токио – 20.
3-й этап. Рио-де-Жанейро – 63, Мадрид – 32.
Опыт Чикаго особенно интересен и показывает, что можно потратиться на строительство, но не получить Олимпиаду. Американский город 10 лет занимался планированием и отдал около 100 миллионов долларов на кампанию к Играм 2016 года, а в итоге проиграл Рио.
Какие проблемы могут возникнуть у белорусско-украинской заявки?
Основываясь на главных критериях, названных выше, можно выделить три основные проблемы, которые коснутся Беларуси и Украины: инфраструктура, финансирование и безопасность.
Для начала о том, что кажется главным препятствием – финансы. Согласно исследованию AP, в XXI веке ни одни летние Игры не обходились организаторам меньше, чем в три миллиарда долларов: Сидней-2000 – 5 миллиардов, Афины-2004 – 3, Пекин-2008 – 7, Лондон-2012 – 15, Рио-де-Жанейро-2016 – 4,6. И это только спортивная инфраструктура, без учета транспортной и туристической. Общие затраты могут превышать 20-30 миллиардов.
Авторы исследования подсчитали, что средняя стоимость проведения летней Олимпиады (учитывались затраты только на спортивные объекты) с 1960 года составила 5,2 миллиарда долларов. При этом все страны, которые проводили Игры, каждый раз превышали заявленный ими бюджет. Стоимость летней Олимпиады в среднем выходила за рамки заявленного бюджета на 176%.
В случае с потенциальной белорусско-украинской Олимпиадой интересен источник финансирования. Если средства на все выделит государство, то неясно происхождение этих денег, потому что на данный момент у двух стран их явно недостаточно. Если планировать Олимпиаду как бизнес-проект и привлекать спонсоров, встает вопрос с открытостью границ и готовностью Украины сотрудничать с Россией, ведь основной поток туристов будет именно оттуда. Это легко предугадать даже сейчас, ведь еще свеж в памяти пример футбольного Евро-2012, когда основными посетителями матчей на территории Украины были именно россияне. При этом сборная России все свои матчи провела в Польше.
Какие белорусские арены готовы принять Олимпиаду уже сейчас?
Спортивная инфраструктура – следующий пункт, заставляющий сомневаться в проведении Олимпиады. Представим, что игры нужно организовать уже в ближайшее время. С большой натяжкой и при условии модернизации части из них, у Беларуси есть следующие объекты:
- Стадион "Динамо" – легкая атлетика
- "Минск-Арена", "Чижовка-Арена", СК "Уручье", Дворец спорта, Falcon Club, РЦОП по теннису – баскетбол, волейбол, гандбол, бадминтон, борьба, тяжелая атлетика, бокс, гимнастика, карате, дзюдо, теннис, настольный теннис, фехтование, таэквондо
- "Борисов Арена", ЦСК "Неман" (Гродно), ОСК "Брестский", стадион "Центральный" (Гомель) – футбол, хоккей на траве, регби
- Гребные каналы в Заславле и Бресте – академическая гребля, гребля на байдарках и каноэ
- Дворец водных видов спорта в Бресте – водное поло, плавание, синхронное плавание
- Аквапарк "Фристайл" (Минск) – прыжки в воду
- Велодром "Минск-Арены" – велотрек
- РЦОП "Ратомка" – конный спорт
- Минский гольф-клуб – гольф
- Минский стрелковый тир – пулевая стрельба
- Центр парусного спорта (Заславское водохранилище) – парусный спорт
Понятно, что все это условности, тем более без учета украинских объектов и того факта, что для каждого вида спорта, как правило, выделяется отдельная специализированная арена. Но даже при этом из всех видов, представленных в Токио-2020, в потенциальной белорусской Олимпиаде не удалось найти место только пляжному волейболу, веломотокроссу, бейсболу, софтболу, маунтинбайку, шоссейным гонкам (подойдет любая трасса с хорошим асфальтом), серфингу, скалолазанию и стрельбе из лука. Современное пятиборье с триатлоном – многосоставные виды, которые можно "впихнуть" в уже существующие объекты.
Что касается транспортной инфраструктуры, то здесь тоже есть над чем поработать. Стоит принять во внимание удаленность друг от друга городов, которые могут принять игры, и наладить автомобильные дороги с железнодорожным сообщением. Если от Беларуси будет представлен не один Минск, то областные центры потребуют модернизации редко используемых аэропортов. Прошедший в 2012 году чемпионат Европы по футболу немного подправил транспортную инфраструктуру между крупными городами Украины, но даже просто связать ее с белорусской – это огромные затраты.
Завершая рассказ о проблемах, нельзя не вспомнить безопасность. В 2014 году МОК отклонил заявку Львова на проведение зимней Олимпиады-2030 из-за сложных политических и экономических условий в стране. Боевые действия на территории Донецкой и Луганской областей Украины, начавшиеся в апреле 2014 года, продолжаются до сих пор, пусть и не в ожесточенной форме. Очевидно, на этот фактор МОК обратит внимание.
Совместные турниры распространены в футболе и хоккее
Украина и Беларусь могут стать первыми в истории странами, которые вместе проведут Олимпиаду. Ранее совместные заявки не включались даже в число претендентов, но у Олимпийского движения есть хороший образец в лице футбола и хоккея.
Например, футбольный чемпионат Европы-2020, куда все еще может попасть сборная Беларуси, пройдет в 12 городах, а чемпионат мира-2026 – в трех странах: США, Канаде и Мексике. Еще интереснее будет выбор хозяина ЧМ-2030, где в числе претендентов нет ни одной индивидуальной заявки. За право проведения борются Британские острова (Ирландия, Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия), латиноамериканцы (Аргентина, Парагвай и Уругвай), а также представители Африки (Тунис, Алжир и Марокко).
В хоккее ситуация схожая. Германия и Франция принимали ЧМ-2017, а Беларусь в 2021 году станет хозяйкой мирового первенства уже во второй раз. В 2014-м страна справилась своими силами, а через год ей в этом поможет Латвия. Не стоит забывать, что и у Украины есть опыт проведения международных турниров, причем более рейтинговых, чем хоккейные – в 2012 году украинцы совместно с Польшей провели чемпионат Европы по футболу. Вспоминая успешно прошедшие в Минске Европейские игры-2019, можно с уверенностью сказать, что опыт проведения больших соревнований у двух стран есть.
Главный смысл совместных заявок – разделение ответственности, расходов и обязанностей. Очевидно, что ни Беларусь, ни Украина еще долгое время не смогут в одиночку провести Олимпиаду. Глядя на примеры из футбола, это и не кажется нужным. Обе стороны при меньших затратах получат частичку праздника, множество туристов и внимание всего мира как минимум на несколько недель.
Почему многие страны отказываются от проведения Олимпиады?
С каждым годом желающих принять Олимпийские игры все меньше. Главной проблемой видится их стоимость, а также невозможность использовать некоторые объекты после завершения Игр.
В июне 2017 года МОК назвал Париж и Лос-Анджелес столицами летних Игр 2024 и 2028 года, предоставив им возможность разобраться между собой, кто какие проведет. В числе претендентов также были Гамбург, Будапешт, Рим и Осло, но они свои кандидатуры сняли из-за непропорционально больших затрат.
Как правило, Олимпиады приносят прибыль лишь МОК и подрядчикам на местах, а вот бюджет страны терпит убытки. Это касается всех без исключения Игр, если включать в сумму расходов затраты на инфраструктуру. Подсчитать точные цифры сложно из-за того, что не все страны расценивают строительство новых стадионов и дорог как расходы. Их можно понять, ведь при хорошем планировании эта инфраструктура может служить гражданским целям еще многие годы.
Но есть и положительный пример Лос-Анджелеса, где прошла Олимпиада-1984. До сих пор она считается самой успешной с точки зрения коммерции. 225 миллионов долларов прибыли даже сейчас кажутся неплохим результатом, а 36 лет назад это было сродни революции. Такой результат стал возможен благодаря двум факторам: готовая инфраструктура и бизнес-модель с полным отсутствием государства.
По сути, Олимпиада в Лос-Анджелесе была большой корпорацией с советом директоров из местных бизнесменов. Такую же систему американцы планируют задействовать в 2028 году. По предварительным оценкам, общие инвестиции составят около 1,2 миллиарда долларов, что является смешной суммой для главного мирового центра развлечений.
К сожалению, не всем везет так, как Лос-Анджелесу. Эндрю Цымбалист – специалист в спортивной экономике и автор книги "Рио-2016: олимпийские мифы, тяжелые реалии" – один из тех, кто раскрыл отрицательную сторону Олимпиад.
"Сейчас для ОИ требуется около 35 различных спортивных площадок, а также Олимпийская деревня, возведение которой стоит в среднем несколько миллиардов долларов. Обеспечение работы СМИ – плюс еще миллиард. Но даже это мелочи по сравнению со спортивными объектами, дорогами, аэропортами, питанием и безопасностью", – говорит он в интервью Business Insider.
Страны, желающие принять Олимпиаду, надеются на увеличение туристического потока, повышение привлекательности страны в мире, а также на прибыль от продажи телевизионных прав. Последний пункт долгое время считался основным источником дохода, но сейчас МОК повысил свою долю. Если в 90-х годах она составляла около 4% от выручки, то в 2016-м власти Бразилии отдали в МОК 70%.
Понимая все это, многие отказываются подавать заявку. Это очень хорошо видно в сравнении: 12 претендентов на ОИ-2004, пять – на 2020 год и только два (Китай и Казахстан) на зимнюю Олимпиаду в 2022 году. При согласии на проведение от властей, в некоторых странах начинают высказывать недовольство жители. Так было в канадском Калгари и австрийском Инсбруке, которые претендовали на зимние ОИ-2026.
Кажется, это проблема лишь для развитых государств, но никак не для Беларуси и Украины, которые, судя по предварительной договоренности двух президентов, как минимум готовы рассмотреть вариант с Олимпиадой. США, Великобритании, Германии, России и другим "гигантам" нет нужды напоминать о себе мировому сообществу, чего не скажешь о меньших странах.
При этом не все люди даже в развитых странах выступают против проведения Олимпиады. МОК провел опрос среди жителей городов-кандидатов на проведение игр 2020 года, по результатам которого стало известно, что ОИ поддерживают 70% жителей Токио, 76% – Мадрида и 83% – Стамбула.
После Европейских игр официальными лицами было заявлено, что 70% из потраченных 270 миллионов долларов пошли на реконструкцию старых и строительство новых объектов. В случае с Олимпиадой в десятки раз возрастут как траты, так и отдача в виде новых дорог и других объектов. Не говоря уже о повышении привлекательности Беларуси в мире. Сколько бы ни говорили о том, что Олимпийские игры разрушают экономику страны, положительный эффект от их проведения все еще остается высоким.