Корреспондент Sputnik Ирина Букас изучила экспозицию и выяснила, какие новинки появились в сфере ритуальных услуг за последнее время.
Похоронные тенденции
Сфера ритуальных услуг, несмотря на приверженность традициям, развивается в Беларуси довольно интенсивно. У людей появляются новые запросы, и представители этого печального бизнеса довольно быстро их подмечают и учитывают. Люди все чаще хотят похороны "как на Западе".
Например, по словам представителя УП "Специальный комбинат коммунально-бытового обслуживания" Вячеслава, сейчас в нашей стране набирает популярность кремация. В качестве доказательства этого факта на стенде КБО представлена крутящаяся экспозиция урн для праха.
"У нас довольно много клиентов в последнее время предпочитают кремацию. Соотношение традиционных похорон и кремации уже практически 50 на 50. Раньше был перекос в сторону обычных похорон. Возможно, мы со временем придем к тому, что кремаций станет больше", – рассказал он.
При этом совсем уж модные тенденции для Беларуси пока не доступны. В Москве, например, на протяжении последнего десятилетия популярным подарком для близких является место на кладбище. В нашей стране сделать столь оригинальный презент не получится.
"В Беларуси нет такого и не будет. У нас законом запрещено резервировать участки при жизни. Можно только докупить резервацию к существующему захоронению. В колумбариях то же самое: нельзя купить место и подарить его кому-то", – пояснил директор УП "Спецкомбинат КБО" Николай Ракевич.
В целом, судя по реакции, вопрос показался ему странным. Но не могли же мы не выяснить, как далеко шагнула отечественная похоронная индустрия.
Похороните меня в "Вегасе"
Выбор одного из основных похоронных атрибутов – гробов – на выставке довольно большой. Правда, здесь практически не увидишь традиционных для нашей страны обтянутых тканью моделей. В основном это гладкие и блестящие лакированные гробы. Надо признать, выглядят солидно.
"Самые популярные модели в Беларуси на выставке не представлены, это гробы, обитые тканью. Мы пытаемся поменять психологию граждан и доказать, что хороший лакированный гроб может быть доступным. Здесь представлены гробы стоимостью от 200 рублей. По внешнему виду они намного презентабельнее, они производят эффект "Вау!". Для сравнения "тряпочка" стоит на рынке от 120 до 250 рублей, за эти деньги уже можно подобрать гроб лакированный", – привел пример учредитель Городской ритуальной службы Ritual.by Евгений Козлов.
Но главное в этом деле даже не внешний вид и материалы, а нейминг. Хотите, чтобы вас похоронили в Вегасе? Да не вопрос! Выбирайте гроб с соответствующим названием. Таким не грех и похвастаться.
"Названия гробам даем в зависимости от того, как они выглядят. Вот, например, на модели "Версаче" можно увидеть характерный узор. На гробу "Лоза" выгравированы листики винограда. И так далее. Двухкрышечные гробы – традиционно американские. Мы изучаем ритуальные каталоги разных штатов и городов, выбираем модели гробов и называем их в честь этих мест. Вот, например, есть "Вегас" и "Чикаго", - пояснил собеседник.
Кстати, двухкрышечные гробы становятся в Беларуси все более популярными. "Раньше считалось, что в них хоронят только людей высокопоставленных, но уже сейчас эти модели стали доступнее. К тому же, люди не жалеют денег, как правило, чтобы проводить человека в последний путь", – отметил Евгений.
В целом, цена на гробы может очень сильно различаться. По словам участников выставки, есть модели стоимостью от 100 рублей до 5 тысяч рублей. А цена урн для праха начинается примерно с 15-20 рублей.
Цветы – живые или искусственные?
Еще одна современная тенденция – экологичность. Министерство природы и белорусские экоактивисты в последние годы перед каждым поминальным праздником обращаются к людям с просьбой не приносить на кладбище искусственные цветы – это очень сильно засоряет планету.
Однако пока это только разговоры, на практике ужасные кислотных цветов цветы продолжают пестреть на могилах.
На выставке сразу несколько стендов с искусственными цветами, поэтому нельзя было просто пройти мимо и не поинтересоваться, что думают те, чей бизнес потенциально под угрозой. Мнения разделились.
"Я думаю, что люди не смогут отойти от того, чтобы оставлять на могилах искусственные цветы. Это все-таки традиции. Говорят, что цветы засоряют природу, но это не цветы не перерабатываются, а только металл и элементы пластика. В основном это "ритуальная елка", а ее всегда можно заменить какими-то альтернативными вариантами. Это могут быть деревянные каркасы и корзины. Сами цветы не вредят экологии", – уверяет Анна.
Девушка считает, что у людей просто не получится постоянно носить на могилы близких живые цветы. "Они быстро вянут, это некрасиво. Можно же поставить один искусственный букет, и это будет красиво, могила будет выглядеть ухоженно. Для наших традиций, я считаю, такие цветы не надо запрещать ни в коем случае", – настаивает она.
Ее конкурентка Ольга придерживается другой позиции. Она не видит ничего страшного в том, что искусственные цветы могут запретить. Готова идти в ногу со временем. "Сейчас очень много вещей, которые портят экологию, поэтому смешно обвинять в загрязнении окружающей среды только кладбищенские цветы. Но даже если их запретят, у нас есть планы работать с живыми цветами. Мы отслеживаем ситуацию. Хотели даже на выставку сделать композицию из живых цветов, но просто не успели. Мы уже даже приобрели холодильник для живых цветов. Хотим делать корзины с ними и венки", – поделилась планами собеседница.
По ее словам, экологическая инициатива может упереться в деньги.
"Разница в цене, конечно, между живыми и искусственными цветами существенная. Если из искусственных цветов самый дешевый венок экономкласса можно приобрести за 15 рублей, то из живых такого же класса будет стоить рублей 50 минимум. Мы не против меняться, ищем альтернативы. Но нужно учитывать возможности людей", – считает Ольга.
Жезл – для гаишника, мяч – для футболиста
Стендов с памятниками на выставке много. Правда, почти вся представленная продукция однотипная и интереса не представляет. Только одна экспозиция привлекла внимание: с полосатым жезлом, бейсбольной битой и футбольным мячом. Оказывается, некоторые оригиналы заказывают на могилы родных и такое.
"Мы создаем не только продукцию для ритуальных целей, но и для декоративных. Иногда у нас заказывают на кладбище какие-то интересные вещи. У нас как-то заказали компьютерную мышь, которую нужно было установить на надгробной плите. Заказывали футболисту мяч. Есть люди с фантазией, которые хотят своим близким поставить памятник, который будет указывать на то, чем они при жизни занимались. Но это недешево – это ручной труд", – рассказала директор предприятия по камнеобработке Ирина из Витебска.
Чаще люди покупают обычные памятники, на которых рисуется что-то в виде картины или делается гравировка. "Это более доступно", – пояснила она.
Макияж для мертвеца
Еще один интересный стенд, который при этом не особо выделяется, посвящен посмертному макияжу. Все эти баночки с разного цвета субстанциями не цепляют глаз, но если выяснить, для чего они нужны, становится интересно.
"Мы занимаемся обучением специалистов. Одна из специальностей – бальзамировщик, или танатопрактик. Это люди, которые занимаются подготовкой мертвого тела к прощанию. Каждое тело необходимо к этому готовить. Когда человек умирает, он претерпевает не только внешние изменения, он еще и несет инфекционную опасность. Есть около 40 заболеваний, которые могут передаваться от мертвого тела к живому человеку. И туберкулез, и птичий грипп. Танатопрактики занимаются бальзамированием, санитарно-гигиенической обработкой дезинфицирующими растворами и посмертным макияжем", – рассказал директор Российско-немецкого учебного центра похоронного сервиса и погребального искусства в Новосибирске Дмитрий Евсиков.
По его словам, посмертный макияж обязательно нужен, чтобы избавиться от трупных изменений. Его как раз и делают специальной косметикой, которая находится в тех самых непримечательных баночках.
"Это целая индустрия. Такую косметику выпускают всего несколько производителей в мире. Она очень дорогая и отличается от той, которая предназначена для живых. Она рассчитана на мертвую кожу, в ней нет ухаживающих и полезных компонентов, это химический продукт. Важны только декоративные качества, которые позволят восстановить внешний облик человека. Мы не делаем из мертвых людей живых, но мы скрываем изъяны так, чтобы с человеком можно было нормально проститься", – подчеркнул мужчина.
Если не знать, что это для мертвых, никогда не угадаешь. Чемоданчик танатопрактика не сильно отличается от чемоданчика профессионального визажиста. По сути, они занимаются одним и тем же. Только у первых клиент всегда мертв.
Как "примерить" памятник
Все-таки Беларусь не зря хвастается тем, что мы – IT-страна. Оказывается, все эти новейшие технологии можно применять не только на пользу живых, но и на пользу мертвых. Например, выбрать памятник с помощью приложения в смартфоне.
"Мы разработали набор сервисов для производителей и продавцов памятников, которые используют технологию дополненной реальности. Они помогают визуализировать памятник целиком, "примерить" его на месте захоронения. Это позволяет показать клиенту, как будет выглядеть памятник в реальности. Человек может получить фотографии и видео и прямо на месте согласовать со своими родными, какой вариант подходит для усопшего, и принять решение", – рассказал Константин Петрашко, который представляет проект "Монументариум".
Второй сервис работает с использованием специальных меток. "Есть компании, которые работают, демонстрируя реальные образцы памятников. На них можно будет наклеить метку вместо медальона, потом навести на нее планшет и загрузить фотографию усопшего. В режиме реального времени клиент сможет выбрать рамку для фото, подобрать текст на памятник. Человек сразу увидит, как это будет выглядеть в реальности", – пояснил собеседник.
Еще один сервис применяет ретушь через нейросеть.
"Используются те же технологии, что и в приложениях, позволяющих состарить человека. Есть база отретушированных фото, и можно получить результат быстро, не прибегая к услугам специалиста. Клиент сразу сможет выбрать, ему больше нравится медальон или ретушь", – отметил Константин.
Звучит довольно скучно, но выглядит впечатляюще. Когда сервис полноценно заработает, можно будет самому прийти в ритуальный магазин и выбрать себе памятник и фото к нему, "примерить" монумент к месту на кладбище. Ну так, на будущее. Шикарный вариант для тех, кто не доверяет вкусу родственников.
Идея приложения новая не только для Беларуси, но и для других стран. "Фактически, аналогов нашему приложению нет, есть только продукты, позволяющие конфигурировать памятники на компьютере. Они не используют дополненную реальность и уступают по качеству в сравнении реального продукта и виртуального. Мы же добились максимального сходства. К тому же, чтобы использовать наши сервисы, не нужен компьютер. Все работает на планшете и смартфоне", – объяснил разработчик.
Как только найдутся несколько десятков ритуальных агентств, готовых использовать новейшие технологии, проект "Монументариум" заработает на полную мощность.
В первый день выставки на ней не было случайных посетителей. Были только те, кто связан с похоронным бизнесом. Если захотите ознакомиться с новинками этой специфической индустрии, у вас есть еще два дня. Пенсионерам, кстати, предоставляются скидки на входной билет.