Начало 2020 года, к сожалению, ознаменовалось целым рядом трагичных событий в мире, что в еще большей степени повышает ценность объективного освещения ситуации и права человека на свободное получение информации. Между тем, согласно ежегодному отчету организации "Репортеры без границ", журналистика по-прежнему остается одной из самых опасных профессий. Только в 2019 году в мире было убито 49 журналистов, 358 находятся в тюрьме, а 57 – удерживаются в заложниках.
Государства Запада, различные правозащитные объединения традиционно относят Беларусь к странам с "низким уровнем свободы слова", однако так ли это на самом деле и как реально выглядит наша страна на фоне остального мира, близких государств региона, в том числе членов Европейского Союза?
Демократия по-эстонски и не только…
Особенно показательным будет это сравнение в свете скандала со Sputnik Эстония, редакция которого была вынуждена прекратить свою работу и перевести сайт в "чрезвычайный режим" с 1 января 2020 года в связи с угрозами властей в уголовном порядке преследовать местных журналистов за сотрудничество с российским информационным агентством.
При этом ситуация находится на контроле у Генерального секретаря ОБСЕ Томаса Гремингера, и организация даже "выразила озабоченность", направив в адрес эстонского руководства официальное письмо, однако никакого реального влияния на положение дел эти действия пока не оказали.
Теперь давайте на секундочку представим, что белорусские власти начали в уголовном порядке преследовать журналистов за сотрудничество с американским радио "Свобода", немецким "Дойче Велле" или иными иностранными СМИ, который в большинстве своем, мягко говоря, не лояльны в отношении официального Минска? По аналогии можно вспомнить нашумевшее "дело БелТА", где редакторов и журналистов ряда "независимых" ресурсов обвиняли в хищении информации у государственного агентства, причем их вина была полностью доказана следствием и признавалась самим фигурантами.
Так вот, в том случае "международное сообщество" взволновалось не на шутку, а в кулуарном порядке в Беларусь стали поступать угрозы реставрации санкций, хотя работа редакций не прерывалась ни на минуту и речь шла не о преследовании СМИ с целью прекращения деятельности, а о привлечении к ответственности конкретных людей за конкретно совершенное преступление.
В случае с Эстонией подобной "солидарности с преследуемыми журналистами" даже близко не наблюдается, и это при том, что Таллинн, в отличие от Минска, является членом Совета Европы и признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека в Страсбурге.
Возвращаясь к отчету "Репортеров без границ" стоит отметить, что количество журналистов, погибших в разных странах мира в прошлом году, было наименьшим за последние 23 года и этот факт особо выделяется в документе. Между тем в Беларуси с 2000 года в принципе отсутствуют прецеденты насильственной смерти работников СМИ, а последний такой случай был связан с похищением и убийством оператора ОРТ Дмитрия Завадского, при том, что лица, виновные в совершении данного преступления, были выявлены и осуждены.
Платформа Совета Европы по защите журналистики официально зафиксировала 36 случаев безнаказанности за совершение убийств журналистов в Европе за последние 20 лет. Речь идет о 14 убитых сербских и албанских журналистах в Косово, также установлены подобные прецеденты в России (6), Украине (6), Турции (4), Азербайджане (2), Мальте (1), Черногории (1), Великобритании (1), Сербии (1).
Зачем натягивают сову на глобус?
Как видно из приведенной статистики rule of law ("верховенство права") далеко не всегда торжествует в странах Запада, а постсоветское пространство как было, так и остается весьма проблемным полем для работы прессы.
При этом на Украине в последние годы и вовсе отмечается тенденция к ухудшению ситуации в плане безнаказанности преступников, совершающих акты насилия против журналистов. До настоящего момента никто так и не понес ответственность за убийство журналиста и писателя Олеся Бузины, точно такой же "мутной" оказалась история с расследованием убийства журналиста Павла Шеремета. В этом случае украинская полиция сначала не проявляла особого рвения, затем гордо оповестила весь мир о задержании преступников, а после подозреваемые по громкому делу вдруг вышли на свободу под домашний арест.
Увы, но и после смены власти на Украине продолжили безнаказанно нападать на работников СМИ и убивать их. В частности, речь идет о гибели журналиста из Черкасс Вадима Комарова, который специализировался на расследовании коррупции в родном городе, был подвергнут избиению неизвестными и умер, не приходя в сознание, в июне 2019 года. В качестве основного мотива преступления называется профессиональная деятельность покойного, дело находится на личном контроле министра внутренних дел Авакова и президента Зеленского, однако и в данном случае следствие пока в тупике.
Достаточно, например, вспомнить дело литовского правозащитника и журналиста Альгирдаса Палецкиса, который более 3 лет назад был арестован по подозрению в шпионаже, все это время находится в заключении, однако дело до настоящего момента даже не передано в суд.
Причем, по версии следствия, Палецкис "собирал данные" о литовских политиках и должностных лицах с целью последующей передачи российским спецслужбам, однако то же следствие признает, что по делу нет потерпевших, а это значит, что Палецкис либо вовсе не собирал никакой информации, либо искал ее в открытом доступе, что в принципе не может быть запрещено законом и является естественным для журналиста.
Ну а то, что человек находится под стражей четвертый год без приговора суда, по всей вероятности, свидетельствует о том, что у литовских спецслужб просто нет доказательств его связи с иностранной разведкой, а постоянное продление срока заключения – попытка натянуть сову на глобус и найти хоть какие-то факты либо просто навсегда сломать человека и заставить его отказаться от своего ремесла.
В нашей стране не закрывают СМИ, не убивают журналистов и не оставляют безнаказанными преступления против них, а также не бросают представителей прессы в тюрьму по надуманным обвинениям. В этой ситуации рассказы про "зверства режима Лукашенко", которые порой публикуют издания западных государств выглядят как минимум притянутыми за уши, а как максимум – указывают на попытку отвлечь внимание собственного общества от существующих проблем.
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции