Как напоминает колумнист Sputnik Руслан Васильев, первые старты "регулярного сезона" – два вида смешанных эстафет – состоятся в шведском Эстерсунде уже в ближайшую субботу. Но еще раньше, 28 ноября, по устоявшейся в последние годы традиции, в норвежском Шушене намечено провести спринтерские гонки в формате Кубка Международного союза биатлонистов (IBU).
Покидая Контиолахти
Разумеется, те белорусские спортсмены, что делегированы открыть сезон именно в Шушене, где так любил и любит тренироваться Уле Эйнар Бьорндален, а значит, Дарья Домрачева и нынешние китайские олимпийские надежды, покинули место сбора в финском Контиолахти гораздо раньше тех товарищей по команде, что отправляются в Эстерсунд.
Более того, Виктор Кривко, Дмитрий Лазовский, Егор Казаринов, Максим Воробей, Аделина Сабитова, Анна Мусатова и Карина Ануфриенко даже не приняли участие в "крайней" для межсезонья-2019 контрольной тренировке, которая прошла в понедельник в Контиолахти и моделировала индивидуальную гонку, традиционно входящую в расписание шведского этапа КМ.
Как же так, может воскликнуть иной болельщик, которому невдомек, почему контрольный старт не повлиял на формирование состава. Вопрос логичен, как и ясен тренерский ответ. Дело в том, что все интересанты изначально знали, как разделится состав. Понедельничный старт в этом отношении не имел никакого веса, о чем тот же старший тренер мужской команды Олег Рыженков сообщил мне заранее. Естественно, спортсмены были информированы еще раньше.
А, чтобы не создавать лишнего, совершенно не нужного ажиотажа, полная информационная картина по белорусским составам была опубликована еще в воскресенье. Итак, в Эстерсунде за честь биатлонной Беларуси повоюют (уже обыденная терминология) Ирина Кривко, Динара Алимбекова, Анна Сола, Елена и Ирина Кручинкины; Сергей Бочарников, Роман Елетнов, Антон Смольский, Никита Лобастов и тот же Воробей, который выступит в качестве нашего Фигаро – отметится "и тут, и там".
Благо, расписание этапа в Эстерсунде, эволюционировав в качественном содержании, ничего не утратило в количестве гонок. Помимо смешанных "забав" в последний день осени, в Швеции состоятся уже декабрьские спринты, индивидуальные гонки и классические эстафеты.
Прибывая в Эстерсунд
В те минуты, когда я пишу свою колонку, наши биатлонисты еще находятся в пути, который совсем не прост по логистике. О чем и поведал капитан мужской сборной Антон Смольский: "План путешествия таков: рано утром 27 ноября выселяемся из отеля, в котором провели все время сбора в Контиолахти. Сначала на такси доезжаем до вокзала в Йоэнсуу. Там садимся на региональный поезд до Хельсинки. Однако до столицы не доедем. Удобнее сойти на станции Тиккурила, что, впрочем, уже относится к Большому Хельсинки. Рейсовый автобус подкинет нас до аэропорта "Вантаа". Затем перелет в Стокгольм – "Арланда", переход из международного терминала на внутренние линии и уже заключительный маневр – рейс из Стокгольма в Эстерсунд. Там должны встретить и отвезти в отель".
Как видите, путешествие не сахарное, ибо утомительное. Но, во-первых, биатлонисты должны оказаться на месте дислокации раньше главного тренера сборной Юрия Альберса, что доберется до Эстерсунда из Минска через Ригу и обязательный Стокгольм ближе к полуночи по тамошнему времени. Оно, время, кстати, "минус час" от Финляндии и "минус два" от Беларуси. Во-вторых, к радости наших спортсменов, они вновь станут жильцами отеля "Скандик Сити", он же "Эстерсунд".
Болельщики должны помнить, что на чемпионате мира-2019 белорусы жили в другой гостинице, которая хоть и находится в двух шагах от "Скандика", но, мягко говоря, не произвела позитивного впечатления. А все еще больше усугубилось после того, как Ирина Кривко и Алимбекова нажили пищевое отравление…
Кстати, будет очень любопытно вникнуть в эволюции Эстерсунда после того, как чемпионат мира-2019 стал историей. Надо понимать, что когда тот или иной претендент на проведение топ-турнира вступает в борьбу за право стать столицей биатлона, то более радушных, готовых разбиться ради тебя в лепешку хозяев не сыскать на всем белом свете. Но как только опускается занавес…
В элитном пуле Рупольдинг, Антхольц, Оберхоф, Нове Место-на-Мораве (субъективный авторский список) всегда держат марку. Но есть и такие зимние центры, что, мягко говоря, начинают страдать профанацией и показным равнодушием. Тот же Эстерсунд, начиная с двух приемов прессы за этап, закончил платной кухней для журналистов на чемпионате мира, чем занозил и без того не очень расположенные к этому мрачному, продуваемому всеми ветрами городку сердца. А уж что будет сейчас – страшно подумать!
Впрочем, главное, чтобы ничего страшного не было с погодой, которая в Эстерсунде порой чрезвычайно капризна и переменчива. Особенно в начале декабря. Но пока прогноз обнадеживающий: в первые дни этапа – легкий морозец, начиная со вторника – потепление, но, к счастью, без фанатизма – до двух градусов.
Правда, ветер таки разгуляется, а хляби небесные таки разверзнутся. Вначале снегопадами, а затем и вовсе странными смешанными осадками. Так что идеально попасть в лыжную масть и точно закрыть все мишени окажется проблематично. Но это Эстерсунд. Подлинный ад для сервис-бригад и даже самых выдающихся снайперов.
Победители Ирина Кривко и Лобастов
Тем не менее, уже первый этап даст понять, как прошло межсезонье в различных национальных командах. Поэтому и надо мысленно вернуться в Контиолахти, чтобы проанализировать результаты контрольной тренировки, состоявшейся в понедельник в формате индивидуальной гонки.
"Дистанция около 13 км, – рассказал Смольский. - Я стрельнул 0-0-0-2. Причем промазал двумя последними выстрелами. Исключительно моя и исключительно психологическая ошибка. Честно говоря, расслабился раньше времени".
Смольский оказался третьим, уступив безошибочному на огневых рубежах Лобастову и Бочарникову, зацепившему три штрафные минуты. Елетнов промахнулся больше всех – пять раз (1-2-1-1).
В женском старте к белорусскому квинтету напросилась в соперницы "надежда финского биатлона" Мякяряйнен. Причем шутки шутками, но Кайса в нашей компании стала только пятой, сумев с пятью штрафными минутами опередить лишь Елену Кручинкину (0-0-1-2). Алимбекова показала третий результат – (0+2+1+1), Сола второй – (2+1+0+1).
Локальной чемпионкой стала Кривко – (0-1-0-1), хотя большого восторга от собственного выступления Ирина не выказала: "Мои ощущения говорят следующее: отработала не на все 100 процентов. Тем не менее, сбор прошел хорошо. Немного устали мотаться по дороге из отеля на стадион – тратили почти час, но теперь у нас иные хлопоты. А если говорить о первых контрольных стартах в Контиолахти, то спринт, в котором показала второй результат, сложился неплохо, а вот преследование не получилось. Погода была ужасная, стрельба подвела, и сразу пропало желание бежать в полную мощь. Но теперь все будет "в настоящий серьез".
Безусловно, Ирина права.
Однако, стуча три раза по всем деревянным предметам сразу, надо отметить: минувшее (именно так!) межсезонье выдалось для белорусов продуктивным, и мы после внезапного ухода из команды Чепелина обошлись без потрясений.
Более того, нам завидуют те же россияне.
Ведущих биатлонный обозреватель наших соседей Александр Круглов так расшифровал по моей просьбе этот тезис: "Во-первых, ваш тренерский штаб усилился очень сильными, толковыми специалистами из России – Андреем Падиным и Юрием Преображенцевым, к которым отношусь с большим уважением. Во-вторых, очень интригует, как вам удастся раскрыть Аделину Сабитову, которая уже показала, что может быть быстрой, и экс-лыжника Егора Казаринова. Если получится – это будет иметь резонанс в России. В-третьих, вы провели сборы в Тюмени и Контиолахти, а мы сидели только на "Жемчужине Сибири", чтобы сейчас впопыхах адаптироваться в шведской Идре, где погода шепчет. В-четвертых, если мы теряем своих лучших сервисменов – вот и Валерий Шашкин уехал работать в Словению, то вы усилились Беньямином Эдером…"
Разумеется, есть еще более глобальная причина для российских переживаний, связанная с теми рисками, что опять нависли над российским спортом. Четырехлетнее отлучение от Олимпиад с запретом проводить на своей территории международные соревнования – настоящий дамоклов меч. Но это, как писали братья Стургацкие, "совсем другая история". Ясность в ней наступит меньше, чем через две недели. Уже по окончании этапа в Эстерсунде.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.