Больше двух лет чиновники не могут решить судьбу здания школы. Все это время почти тысяча детей учится "в гостях" в других школах, а их родители считают, что учебное заведение просто хотят расформировать. В ситуации разбиралась корреспондент Sputnik Тамара Зенина.
А, Б, В, Г, Д и Е, Ж, З, И, К
"В школе работает коллектив учителей, преданных своему делу, настоящих педагогов… Наши дети с удовольствием ее посещают, получают глубокие знания по всем учебным предметам… Поступаемость в вузы колеблется от 66% до 72%... С 2007 года по основным показателям наша школа неизменно находится в десятке лучших школ Заводского района Минска. Однако, несмотря на многочисленные достижения, вот уже на протяжении нескольких лет ее методично пытаются уничтожить…"
Так взволнованно начинаются письма родителей учеников 210-й школы, отправленные в десятки инстанций: от местных властей до Администрации президента. Под каждым от 500 до 1700 подписей.
Корреспонденту Sputnik родители подтверждают, что история с закрытием школы насторожила их с самого начала.
"Все началось летом 2017 года. Неприятный момент был, когда нам накануне 1 сентября в августе вдруг сообщили, что школа закрывается на капитальный ремонт. Как так?! Ведь мы каждый год, включая тот, за собственные деньги что-то ремонтировали, красили, клеили", – вспоминает Владимир Селивонец.
Владимир, как и большинство родителей, уверен, что тогда "школу просто хотели закрыть по-тихому, думая, что лето отвлечет родителей". Но они уже к началу сентября собрали 500 подписей в защиту школы.
"Мы пошли в администрацию района, и тогдашняя глава управления образования нас ошарашила, мол, не волнуйтесь, ваши дети просто плавно вольются в коллективы соседних школ. Все будут знать, что классы А, Б, В, Г, Д – одной школы, а Е, Ж, З, И, К – вашей. Даже завучи ваши перейдут в эти школы. Про директора, правда, тогда ничего не сказала", – возмущается Владимир.
Будучи сам выпускником 210-й школы, он, как и многие, именно это учреждение выбрал для своих детей.
"Мы тоже выбрали эту школу из-за педколлектива. Ни здание, ни техническая база для нас не были приоритетными. Я хорошо помню, как в 2017 году директор, объясняя, почему мы должны покинуть свое здание, показала план нашей новой школы, с просторными кабинетами, бассейном и кучей всего. Мы обрадовались и очень ждали, первое время закрывая глаза на какие-то трудности", – говорит мама второклассника Елена Сафронова.
Вторая смена пять лет подряд
Больше двух лет новая 210-я школа продолжает оставаться красивым планом, а почти тысяча детей учатся "в гостях", младшие школьники – в соседней 200-й, а старшие – в 186-й школе.
"Мы из своей школы несли мебель, часть которой покупали сами. Все лучшее, что там было, забрали. Но, например, за своими партами проучились только год. На следующий нашим детям выделили старые, еще советские, за которыми не все помещаются", – говорит мама третьеклассника Оксана Бородко.
Она возит сына в минскую школу из пригорода. В 210-й школе действительно учатся дети не только из самих Шабанов, где она расположена, но и из других районов столицы, а также Минского района.
"Первая смена заканчивается в 13:40, а вторая начинается в 13:55. Раньше в эту пересменку было страшное столпотворение, падали дети, летели из рук телефоны. Потом ситуацию попытались урегулировать и запретили тем, кто учится во вторую смену, входить в школу до 13:40. Сейчас они ждут на крыльце", – рассказывает Елена Сафронова.
"В младшей школе на одну раздевалку по четыре класса. Каждое утро нужно пройти квест, чтобы просто дойти до своего крючка. Каждый день теряем вещи и потом неделями ищем по всем раздевалкам", – жалуется Наталья Назарова, мама двух учеников.
Но главная боль родителей, которую разделяет и директор 210-й школы Татьяна Микульчик, это вторая смена.
"Во всех школах во вторую смену учатся одна-две параллели, а у нас – пять! Потерялось целое звено детей, которые с пятого класса уже третий год ходят во вторую смену.
В 200-й школе сейчас 40 начальных классов, своих 21, плюс наших 19. И в каждом 25-28 человек! Проблема не только в раздевалках.
В школе два спортзала, но даже в них вместить все классы, при том, что в каждом по три раза в неделю физкультура, невозможно", – переживает директор.
Многим ученикам из-за второй смены пришлось оставить дополнительное образование, почти все родители с сожалением делились, что их дети ушли с плаванья, волейбола или из музыкальной школы.
"Факультативы у малышей работают в то время, когда освобождаются кабинеты, это может быть через час-два после занятий. Куда деться ребенку 6-8 лет?
С продленкой катастрофа, в первых и вторых классах она "на конкурсной основе", а с третьего нет вообще. А это восьмилетки", – хором жалуются мамы.
В то же время и родители, и директор с радостью отмечают, что, несмотря на трудности, удалось сохранить и педколлектив, и достижения, да и первоклассников по-прежнему ведут в школу, у которой нет своего здания.
"Моя дочь в прошлом году заработала девять грамот на олимпиадах и конкурсах! Я вижу, что она учится с огромным удовольствием. Нам очень жаль терять такую школу", – признается Наталья Назарова.
Строили на 100 лет, не простояло и четверти
Опустевшее здание 210-й школы с 2017 года ветшает и покрывается грибком. Ни капитальный ремонт, ни снос и строительство нового здания так и не начались.
Школа №210 в микрорайоне Шабаны на окраине Минска была построена последней из четырех в районе, в 1992 году. Срок эксплуатации трехэтажного каркасно-панельного здания, вмещающего более тысячи учеников, был рассчитан аж на 100 лет.
Не пытаясь дать оценку качеству и гарантиям строителей 90-х, приходится констатировать: уже в 2007 году обследования технического состояния школы показали, что здание, хоть и находится в удовлетворительном состоянии, все же требует ряда ремонтно-восстановительных работ и работ по усилению конструкции.
В 2012 году здание требовало уже капитального ремонта с модернизацией. Проект был разработан и получил положительное заключение экспертизы. Начало работ по неизвестным причинам было отложено до 2016 года. Но и в указанный год ремонт не стартовал.
В наши дни Минстройархитектуры подтвердит, что в 2007 году "своевременно принятое решение местных исполнительных органов власти по вопросам водоотведения и капитальному ремонту могло обеспечить сохранение строительных конструкций". И еще отметит, что за прошедшие 10 лет состояние этих конструкций "резко ухудшилось", теперь уже степень износа определяется как "высокая".
Ряд экспертных организаций, выявив "факт значительного ухудшения состояния здания", повысит уровень его опасности с 3-й до 4-й степени и подробно распишет процент износа различных конструкций, который на момент закрытия школы якобы составлял от 50 до 80%.
По мнению специалистов, "под основанием фундаментов происходит подмывание грунтов, что вызывает и в дальнейшем будет вызывать ухудшение несущей способности фундаментов и дополнительные деформации".
По мнению родителей, которые сомневаются в выводах экспертов, дело не в грунтовых водах.
"Вон наши новенькие окна, ставили прямо в 2017 году, кучу денег отдали, и они до сих пор сверкают, ни одно "не поехало", как бывает, когда здание подмывают грунтовые воды. Целы и все потолки, хоть нам, когда выселяли, запретили здесь даже собрание провести, потому что они должны были вот-вот упасть", – показывает Наталья Назарова шесть новых пластиковых окон на втором этаже старого здания школы.
Если бы не зияющая черная пустота окон и не разобранная плитка на крыльце ("для местных садиков" – пояснил сторож), сразу и не скажешь, что школа не действующая.
Сторож впустил нас внутрь, и родители с грустью показали приходящие в запустение классы, актовый зал, столовую…
"А вот та самая трещина, из-за которой начались все обследования. Ее постоянно замазывали, а она проступала снова", – поднимаемся по ходу трещины с первого на третий этаж.
Сейчас в неотапливаемом здании протекает кровля, сыплется штукатурка, отсыревшие стены зарастают черным грибком, но потолки, окна, двери и правда пока целы.
"Посмотрите, рядом в нескольких метрах поликлиника, дома, построенные в разное время, – и ни одно из этих зданий грунтовые воды не подмывают. Почему-то разрушать они стали только нашу школу, которая располагается в очень удобном месте, в самом центре района.
Может, поэтому ее хотели быстро закрыть, снести и нас убедить, что детям будет комфортно в других школах?" – задаются родители вопросом и утверждают, что по району до сих пор ходят слухи о том, что на месте школы могли появиться сразу несколько многоэтажек.
Официальные власти этих слухов, понятное дело, не подтверждают, но своим бездействием не дают и повода для опровержения.
Аварийной признали, но доказать не могут
Зато у родителей, которые два года не могут найти ответ на вопрос о дальнейшей судьбе учреждения, аргументов достаточно. Сначала, по их словам, школу "внезапно признали аварийной", потом им, сомневающимся в катастрофическом положении, отказали в повторной экспертизе.
"Нас убедили, что школу нужно снести и построить новое здание и что это будет даже быстрее и дешевле, чем капитальный ремонт. Хорошо, мы не против, новое всегда лучше, чем старое. Но ведь дело не движется! Или специально кем-то тормозится?" – недоумевают родители.
В июле этого года проект сноса и строительства нового здания школы №210 не прошел экспертизу. Доработки, по мнению РУП "Главгосстройэкспертиза", требует целый ряд норм.
Например, не подтверждено "аварийное состояние существующего здания школы"!
"При визуальном осмотре здания в августе 2019 года с участием заказчика, проектировщика, обследовательской организации значительных повреждений, деформаций и других признаков износа строительных конструкций, указывающих на аварийное состояние здания, установлено не было", – уточняют эксперты и ставят под сомнение саму целесообразность сноса и, соответственно, строительства за бюджетные средства.
"Цель экспертизы – экономить бюджетные деньги", – объяснили Sputnik в администрации Заводского района и сообщили, что над замечаниями работают, ошибки устраняют и буквально на днях готовы подать проект на повторную экспертизу.
Если она будет пройдена, начнется процедура поиска подрядной организации, на которую отводится до 45 дней. После этого примерно в течение двух лет новое здание может быть возведено.
P.S. Пока власти безуспешно пытаются решить судьбу многострадальной школы, родители обратили внимание на интересный факт: целый трехэтажный корпус был пристроен к зданию администрации Заводского района.
Были ли у этих проектировщиков проблемы с экспертизой, обследованием и грунтовыми водами, история умалчивает.
Читайте также:
- Крик души школьной учительницы: "После проверок наказывают рублем"
-
Оценки в школе: как понять, хорошо ли учится ребенок? Мнение педагога
-
Спасти призыв: кто сможет убедить школьников не бояться армии