Корреспондент Sputnik Тамара Зенина тоже попыталась отхватить гастрономические изыски по сниженным ценам, но не тут-то было!
Кто съел мой тар-тар в стиле такито?
Число желающих приобрести уцененные блюда, приготовленные профессиональными поварами, растет не по дням, а по часам.
Только за время написания этого материала количество участников новой платформы увеличилось на тысячу человек, сейчас нас больше 12,5 тысячи.
Пока корреспондент Sputnik рассматривала фото и выбирала между "тар-таром из говядины в стиле такито с кремом из авокадо и перцем чили" и "паштетом из печени с гренками и апельсиновым джемом", оба лота ушли буквально из рук.
Через несколько часов точно так же появились и очень быстро исчезли три порции "языка с булгуром в устричном майо". Все продавалось со скидкой 20-30%.
Автор платформы Ольга Гринева рассказала, что время вывоза ограничено сроком реализации продукта. Если выпечку или какой-то десерт можно продавать и целый день, то, например, тот же язык, по нормам СанПиНа, необходимо употребить в течение нескольких часов или утилизировать.
"Не секрет, что заведениям общепита приходится утилизировать оставшиеся блюда и продукты, согласно нормам Минздрава, а они у нас очень жесткие. И выброшенной порой оказывается еда, у которой истек срок реализации. При этом накануне ее еще можно было съесть, но не успели", – отмечает Ольга Гринева.
Она уточняет, что речь в данном случае не идет ни "о просрочке", ни об объедках.
"Проект создан, чтобы спасти от мусорки нормальную еду, которая по разным причинам не попала к клиенту", – обращает внимание автор.
Миссия по спасению еды
"Язык с булгуром в устричном майо" заказала компания из семи человек, однако потом трое пожелали изменить заказ. Но повар уже начал готовить блюдо в расчете на семерых, и процесс остановить было невозможно. Поэтому три лишние порции мы выставили на платформу по сниженной цене", – объяснили в заведении, ставшем одним из партнеров проекта.
Пока платформу поддержали больше десяти разных столичных заведений, связанных с общепитом: рестораны, кафе, бары. В перспективе – отели.
"В отелях, которые работают по системе "шведский стол", всегда остаются и продукты, и готовые блюда. Как еще могут появиться излишки? Заказали доставку – и не открыли дверь, испортилась погода – и покупатели не дошли за любимой выпечкой, официант перепутал заказ. Да мало ли, ведь нигде не готовят две заказанные порции супа, а готовят минимум полкастрюли", – поясняет Ольга Гринева.
Идею платформы по "спасению еды" она подсмотрела в европейских странах.
"Там борьбе с пищевыми отходами уделяют серьезное внимание. По роду своей деятельности я тоже занимаюсь проблемами экологии. Однажды попала на Тростенецкий полигон и была поражена увиденными горами мусора", – делится Ольга.
По ее словам, количество блюд, которые выставляют на платформе, нельзя спрогнозировать.
"Их может быть несколько десятков, а может не быть ни одного, потому что это дело случая. Никакого плана по наполнению нет и быть не может. Специально для продажи по сниженным ценам никто готовить не будет, это скорее вынужденная ситуация.
Цену заведения пока определяют сами, кто-то готов снизить на 30%, а кто-то и на все 70%", – объясняет автор проекта.
Со временем, говорит она, когда заведений-партнеров станет больше, скидки будут регламентированы.
"Раньше мы и сами съедали в форс-мажорных ситуациях и даже котиков местных подкармливали, теперь можем продать, пусть и по меньшей цене", – рассказали в одном из ресторанов-партнеров.
Вкусная благотворительность
Сами рестораторы и кулинары проект по продаже непроданной еды денежным не считают.
"Я не рассматриваю это как бизнес, это скорее миссия. Недавно на семинаре узнала, что у нас выбрасывается около 80% лекарств и 50% еды. В то же время есть люди, которые могут это купить и им это нужно.
Даже самые крутые повара, например, тот же прославленный Ален Дюкасс, занимаются разного рода благотворительностью для того, чтобы, с одной стороны, спасти хорошую еду, а с другой – накормить людей", – говорит коммерческий директор кондитерской Анастасия Островская.
Благодаря организатору платформы удалось разыскать одного из первых покупателей, минчанку Ольгу, которая увела у корреспондента Sputnik из-под носа тот самый печеночный паштет.
"Вы знаете, паштет был нежнейший. Сочетание с гренками и апельсиновым джемом весьма оригинальное. Все было свежее, никоим образом не напоминало объедки. Все очень понравилось.
Я забрала блюда после работы и дома с родными устроила "ресторан". Вот теперь буду ждать выпечку и десерты. Было бы удобно что-нибудь купить с вечера, чтобы утром дома выпить кофе", – поделилась покупательница.
Шанс полакомиться дома изысканными десертами появился не только у нее: на платформе как раз выставили оригинальные пряники ручной работы и целый торт "Киев-Минск".
Стоит ли говорить, что ушли сладости буквально за одну минуту…