Спасут ли военруки призыв? Идею ввести в школах должность руководителя по военно-патриотическому воспитанию в конце октября озвучил министр образования Игорь Карпенко…
Сейчас военным воспитанием занимаются Центры допризывной подготовки, патриотическим – школа, на уроках и во время внеклассной работы.
"Все действительно очень интересно: и стрельба в тире, и сборка-разборка автомата, даже строевая", – дружно убеждают Sputnik 11-классники из 208-й школы. Эту неделю их черед заниматься в Центре допризывной подготовки Московского района. Сюда по очереди на неделю приходят старшеклассники всех школ района. Мальчики маршируют и стреляют, девочки осваивают азы первой медпомощи.
"Но армии в планах нет", – так же хором отвечают старшеклассники из 208-й на вопрос, планируют ли они отдать долг родине.
Как устроена система военно-патриотического воспитания сейчас и на какой результат в существующих реалиях можно рассчитывать, Sputnik обсудил с педагогами, отвечающими за это воспитание.
Как это работает
Аналог советской НВП (начальной военной подготовки) по-прежнему есть в школьных программах. Но осваивать этот предмет школьников теперь отправляют в Центры допризывной подготовки. Отправляют на неделю в 10-м классе и на неделю в 11-м. Плюс летом после 10-го класса предусмотрен недельный полевой сбор на базе одной из воинских частей.
От системы "военрук в каждую школу" в свое время отказались по причине дороговизны и невысокой эффективности. Загрузка учителя по ДПЮ – с учетом двух-трех классов в параллели старшей школы – получалась неоправданно маленькой.
"Получается 6 часов в неделю, а ставка учителя – 20 часов. Кто будет работать на 6 часов? Это даже не полставки, мизерная зарплата. Во всех школах этот предмет обычно раздают, догружают учителей физической культуры, труда, историков… Вот чем была вызвана идея Министерства обороны, и Министерство образования ее поддержало для того, чтобы создать такие центры", – объясняет экономику решения директор СШ №170 Елена Рябова.
Центр допризывной подготовки на базе этой школы был создан в 2011 году и со временем стал городским ресурсным центром по учебному предмету "Допризывная и медицинская подготовка". Здесь проводят круглые столы, семинары и открытые уроки для профильных педагогов.
Девушки и юноши занимаются отдельно. У парней – акцент на военном деле. В теоретическом блоке – информация о структуре вооруженных сил, устав, на практике – строевая подготовка, сборка-разборка автомата, занятия по химзащите. Девочек учат оказывать медпомощь.
В центре работают десять педагогов. У всех – в той или иной степени военный или медицинский бэкграунд. Есть Александр Михайлов, подполковник в запасе, 34 года службы в ВС, а есть Евгений Гунько, создававший этот центр, в прошлом учитель биологии, окончивший военную кафедру.
"Наша главная задача – выполнить учебную программу. Это урок, а мы педагоги, мы ведем уроки. Но в рамках учебной программы, безусловно, идет подготовка будущих воинов к службе в вооруженных силах. Мы очень много работаем с мотивацией", – формулирует свою задачу по просьбе Sputnik Евгений Гунько.
Не хотят в армию
И все-таки чаще на вопрос о цели этого предмета от педагогов звучал другой ответ: научить детей не бояться армии.
"Чему хочу научить? Правде. Правде жизни и правде об армии. Чтобы не боялись, чтобы не слушали советчиков со двора, которые им что-то рассказывают. Вот это самое главное. Ну и профориентация. Наша задача, в том числе, готовить в военно-силовые структуры. Минск не очень на это нацелен, чаще ребята из регионов туда поступают", – объясняет преподаватель центра Игорь Беденко.
Его отрекомендовали как одного из самых ярких педагогов. В прошлом – военный, очень болеющий за дело. Умеет увлечь рассказами даже детсадовцев.
"Ко мне тут малыши, первый класс, на каникулах сюда в музей приходили. Я им показываю имитацию землянки, беру трубку, говорю: "Первый, я второй, срочно нужны "огурцы". Мальчик стоит и говорит: "А я помню, что такое огурцы, это снаряды. Кодовое слово было". Я удивился: "А откуда ты знаешь?" – "А я уже у вас был в прошлом году", – со смехом вспоминает Игорь Олегович.
Преодолевать скепсис мальчишек постарше он тоже научился. Да, говорит, бывает, на первых занятиях по ДПЮ похихикивают, перемигиваются на требование отвечать по уставу. Но этот скепсис сразу же исчезает, если мальчишек заинтересовать.
"Вот, например, откуда пошло воинское приветствие – прикладывать руку к головному убору? И я им рассказываю историю: если рыцарь не хотел драться, он приветствовал чужого рыцаря, открывая забрало, для этого ему надо было поднести руку к голове. И вот эта традиция потом перешла в воинское приветствие – есть такая версия. Они мне потом: "Откуда вы столько знаете?" Я им новые вопросы: а откуда пошло слово автомат? А магазин? А цевье (часть ружейной ложи, предохраняющая руку от соприкосновения с разогретым стволом – Sputnik)? А давайте вы поищете в интернете и завтра мне расскажете? Они же мне целые доклады приносят", – рассказывает Беденко.
На то, что подростки не стремятся отдать долг родине, он не обижается. Говорит, в такой их реакции ничего страшного нет.
"Они это говорят, но, когда приходит время, повестка, основная масса ребят идет и выполняет свой долг. А потом, когда выполнили свою задачу, демобилизовались, приходят к нам сюда и рассказывают, как было хорошо и быстро пролетело время. Ничего страшного нет, оказывается. То, что сейчас говорят, в этом ничего страшного, это еще такой юношеский максимализм", – говорит Игорь Олегович.
К слову, Московский район – лидер в городе по количеству выпускников, поступивших в военные вузы. Так что, говорят в 170-й школе, эффект от работы районного Центра допризывной подготовки есть.
Да и мальчишки, которые пока не хотят в армию, признаются, что полученные во время занятий навыки неожиданно оказались очень кстати в обычной жизни.
"Какие-то вещи, которым я научился, и думал, что они могут быть полезны только на войне – собирать, к примеру, эти защитные костюмы, мне пригодились. Я так куртку начал собирать, когда мне надо было ее очень компактно засунуть в портфель. И таких мелочей достаточно много", – признается один из 11-классников.
"Иванов?" – "Я!"
Мнения о том, достаточно ли трех недель для освоения этого предмета, разделились. "Курс молодого бойца" в армии длится не намного больше – месяц, напомнил преподаватель и подполковник запаса Александр Михайлов.
Разговариваем с ним в тире, после того как отстрелялась первая пятерка 11-классников. Нормально, кстати, отстрелялась, заметил Михайлов.
"Центры дают хороший результат. Мы больше обмениваемся опытом между собой, общаемся. Или будет в школе один преподаватель, или нас много, и мы можем друг друга подменить, подсказать. В этих вопросах центр лучше", – считает Александр Валентинович.
Надо больше часов, полагает Евгений Гунько. Дети не успевают закрепить навыки.
"За пять часов строевой подготовки даже азы дать невозможно. А это им пригодится при службе в ВС, это дисциплина, это слаженность. Недостаточно времени. Катастрофически просто недостаточно для этого времени", – говорит преподаватель.
Но при этом признается, что нынешние 11-классники, имея за плечами неделю ДПЮ в прошлом году и летние полевые сборы, на первом же занятии с задачей собрать и разобрать автомат справились. Срабатывает механическая память, руки вспоминают.
"Покажите мне хоть одного преподавателя, которому достаточно часов", – смеется Игорь Беденко. Он считает, что Центры допризывной подготовки справляются со своей задачей. Основное подростки успевают усвоить – и в плане практики, и в плане морально-психологической подготовки.
"Бывает, учителя приходят, смеются – я так понимаю, им это нравится – рассказывают, что после нас ребята возвращаются, их к доске вызывают: "Иванов!", а он по привычке: "Я!"… – "Иванов, да забудьте уже", – снова рассмеялся, хоть и не без гордости, Беденко.
По его мнению, возвращать военруков в школы экономически неэффективно. Центры с задачей справляются. Возможно, справлялись бы лучше, если бы им дали больше самостоятельности – вывели бы из структуры школ, полагает преподаватель.
Больше или лучше
В самой школе осторожничают с комментариями по поводу возможного появления новой единицы – руководителя по военно-патриотическому воспитанию. Объясняют тем, что не совсем ясно, чем будет заниматься этот педагог, как будет построена его работа.
"Если это будет работа с 1-го по 11-й класс, то она у нас сегодня осуществляется силами классных руководителей, силами заместителя директора по воспитательной работе. Все школы проводят мероприятия, направленные на патриотическое воспитание", – говорит директор СШ №170 Елена Рябова.
С детьми говорят на уроках. Вне уроков водят в музеи, возят с экскурсиями по стране, рассказывают, объясняют. Есть районная игра "Аты-баты, хочу стать солдатом", есть проект "Живая память семейных архивов" – его, кстати, инициировали преподаватели Центра допризывной подготовки.
"Дети проделали огромную исследовательскую работу в своих семьях. Я, если честно, под влиянием этого проекта собрала историю своей семьи, я же выросла в семье военнослужащего… Смотрите, какой у меня красавец отец был…" – показывает свой альбом Елена Викторовна.
Дети всегда откликаются на все эти проекты, если видят, что и педагогу это интересно, видят, что он "горит" идеей.
На вопрос, поможет ли усилить патриотическую работу с детьми новый специалист с новым функционалом, Елена Викторовна говорит: хорошие качественные разработки лишними не будут. Но лучше бы решать проблему в комплексе. Потому что в Минске, например, напоминает директор, острой остается проблема кадров.
"Методическая поддержка должна быть, но во главе угла – специалист. Если не будет специалиста, который не будет равнодушен… Здесь важно понимать, кто будет заниматься этой военно-патриотической работой. Если это будет человек только с военной подготовкой, который прошел службу в ВС и вышел на пенсию, но у него нет педагогического образования, если он далек от школы, ему будет очень сложно", – полагает директор.
Официальная позиция
В надежде найти ответ на вопрос, что поменяется в военно-патриотическом воспитании школьников в ближайшее время, Sputnik обратился в Министерство обороны.
Почва для изменений в системе воспитательной работы готовилась с 2016 года, подчеркнули в Минобороны. Были переработаны учебные программы, подготовлены и переданы Министерству образования необходимые информационно-справочные материалы, организована переподготовка учителей, которые не имеют военного образования, на базе Военной академии Республики Беларусь. Кроме того, Вооруженные силы продолжают изготавливать и передавать в школы наглядные материалы и макеты оружия.
Минобороны и Министерство образования договорились о создании оптимальной сети центров допризывной подготовки, которая бы охватила максимальное число школ. Сейчас их уже 42, в том числе 8 – в Минске. До конца года два новых центра должны появиться в Брестской области.
Эти центры, при условии их хорошего оснащения и укомплектованности квалифицированными кадрами, в Минобороны рассматривают как значимый и эффективный шаг в отношении воспитания школьников.
"Мы рассчитываем, что повышение статуса учителя допризывной подготовки, среди прочих мер, поможет нам создать более эффективную систему допризывной подготовки и патриотического воспитания в школах, которая позволит призывнику подойти к службе в армии подготовленным и морально, и физически, ясно представлять, для чего он получает военно-учетную специальность", – подчеркнули в оборонном ведомстве.