"Снова реформы?" – именно эта мысль возникла у десятков тысяч родителей, детей и педагогов после появления информации о возможном изменении системы среднего образования в Беларуси. В ближайшие четыре года в республике могут снова поменять правила приема в старшие классы, а также изменить экзамены и ввести новые формы контроля.
Пока решения о реформировании системы не приняты, однако тема для белорусов животрепещущая: слишком много изменений пережили школы в последние десятилетия. Какие – читайте в обзоре Sputnik.
Годиком больше, годиком меньше
В середине 1990-х министром образования Беларуси стал Василий Стражев. Провел на посту он целых семь лет – с 1994 по 2001-й, после чего ушел сначала в РИВШ, а затем некоторое время работал ректором Белгосуниверситета. Однако запомнился Стражев не этим.
Еще в 1994-м была опубликована концепция перехода к 12-летнему образованию вместо 11 классов. В 1998-м была начата ее реализация – как заявлял сам Стражев, 75% учителей и директоров школ поддержали добавление года к учебе в школе.
Впрочем, ни один из выпусков дойти до конца 12-го класса не успел – реформу "свернули". Первым звоночком была критическая статья первого замглавы Администрации президента Анатолия Рубинова в марте 2008-го. Затем вопрос был рассмотрен на уровне президента.
"Предстоит рассмотреть проблему комплексно, учитывая все аспекты ее влияния на общество. В частности, надо ответить на вопросы: стали ли дети умнее и здоровее от того, что пошли в школу в шестилетнем возрасте и проведут там целых 12 лет; так ли нужно обществу 12-летнее среднее образование с профильным обучением; во что лишний год обучения в школе будет ежегодно обходиться государству; какие социальные, моральные и правовые последствия мы получим, задерживая за партой вполне созревших молодых людей?" – задавался вопросом Лукашенко на совещании в 2008-м.
Спустя несколько месяцев 12-летнее обучение в школах отменили, из-за чего некоторым параллелям пришлось учиться по "сдвоенным" программам, а в 2009-м состоялся двойной выпуск – одиннадцатых и одиннадцатых-штрих классов.
От пятидневки – к шестому школьному дню
В 2002-м чиновники решили отказаться от шестидневки – предполагалось, что как раз 12-летнее обучение позволит "разгрузить" ребят. Однако полностью освободить детей в субботы не удалось – порой на них назначали и занятия, и факультативы, и другие мероприятия.
Вновь заговорили о пятидневке в 2008-м – тогда было решено сохранить именно такой уровень нагрузки. При этом чиновники рекомендовали на субботу переносить разного рода мероприятия и все те же факультативы.
Шестой школьный день как термин был закреплен в декрете президента еще в 2008 году, однако активно его наполнять начали в последние годы – уже во время работы министром образования Игоря Карпенко.
После подписания министром в 2017-м соответствующего приказа в шестой школьный день учителя-предметники должны быть на работе и консультировать детей и родителей, а также проводить факультативы. В субботы теперь большое внимание уделяют и трудовому воспитанию, а также иным нюансам. Таким образом, хотя основная учеба и "укладывается" в пять дней, субботы теперь – полноценная часть образовательного процесса.
Оценки другие, вместо экзаменов тесты
В том же 2002-м Беларусь перешла на новую систему оценки: вместо пятибалльной появилась десятибалльная. Однако она вызывает много вопросов и спустя 15 лет.
В 2017-м в Беларусь всерьез заговорили о возможности возвращения к "пятибаллке". Идею поддерживал в том числе Василий Жарко, занимавший в те годы пост вице-премьера.
"Чтобы каждый понимал: четыре – значит, четыре. Пять – значит, отличник. Нет субъективизма. Что такое 4 "с минусом", 4 и 4 "с плюсом" (по старой системе) – 6, 7, 8. Где грань между шестеркой и семеркой, семеркой и восьмеркой?" – задавался вопросом Жарко.
Однако после нескольких месяцев обсуждения существующую систему оценки решили не менять. Интересно, что, как рассказывал Лукашенко, "десятибаллку" поддержал и его младший сын Николай.
На школьных оценках изменение аттестации не ограничилось. Так, в 2003-м было введено централизованное тестирование – оно заменило "очные" испытания в вузах. Интересно, что сегодня обсуждается вопрос изменения его формы – объединения выпускного школьного экзамена и вступительного. Сохранится ли ЦТ – большой вопрос.
Гимназии – совсем не гимназии
Раньше белорусские гимназии были "профильными". Так, были политехнические, лингвистические и другие гимназии: в них ряд предметов изучался в большем количестве и на другом уровне, нежели в средних школах.
Однако в 2015-м "профили" в гимназиях отменили. Оставили лишь профильные классы – так же, как и в других школах. Сегодня учебные программы "обычных" школ и гимназий и вовсе почти не отличаются.
Однако заметное изменение в жизни гимназий произошло позже – в 2018-м были отменены вступительные экзамены в гимназии. Министр Карпенко аргументировал необходимость подобного шага тем, что "не должна формироваться элитарность", а система отбора не должна быть "соревнованием кошельков".
Приключения программ и времени уроков
Не прекращаются в Беларуси и изменения учебных программ и учебников – их переписывали уже не раз. По полностью обновленным программам в школах будут учиться уже в 2021/2022 году, однако и сегодня ребята изучают не совсем то, что десять лет назад.
Некоторые темы из школьной программы убирают, по ряду предметов заметно меняют количество часов, а отдельные дисциплины и вовсе периодически "кочуют" – так, "Черчение" теперь перенесено из девятого в десятый. Изменений много – и на всех их потребовался бы отдельный материал, как и об измененных учебниках.
Среди других изменений – время начала уроков. После критики президента школам рекомендовали начинать уроки в девять, однако в итоге это жестким требованием не стало. Впрочем, определенное количество школ действительно перенесло время занятий.
Разумеется, состоявшихся и будущих изменений куда больше: запреты мобильников, возможный отказ от нормирования количества детей в классах и многое другое. Реализуются ли задумки чиновников по очередной реформе – пока сказать сложно. Ведь нельзя говорить даже о том, что изменится в школах в следующем учебном году.