Белорусы стали водить хуже с годами: по мнению опытного инструктора одной из столичных автошкол, с каждым годом курсантов все сложнее научить управлять автомобилем – немудрено, что не всем удается сдать на права с первого раза.
Расспросили специалиста о том, какие ошибки чаще всего допускают новички во время экзаменов и самостоятельного движения на дорогах, а также попросили советов: что нужно знать, чтобы не "завалить" экзамен в ГАИ?
Люди стали водить хуже
"Общий уровень курсантов снижается. Я работаю в сфере больше 20 лет, и в начале 2000-х вождение давалось людям куда легче. В то же время Минск – мегаполис с высокой интенсивностью движения, поток машин увеличивается с каждым днем", – делится инструктор столичной автошколы "Пилот" Сергей Борисов.
По его словам, справиться с движением в столице курсантам довольно сложно, так что некоторые учатся водить в Минске, а сдавать экзамены едут по месту прописки – в города поскромнее.
"Я думаю, снижение обучаемости повлекла всеобщая компьютеризация: очевидной взаимосвязи, может быть, и нет, но зачастую люди, работающие в сфере компьютерных технологий, с большим трудом обучаются вождению. Предрасположенность к этому в целом нередко зависит и от сферы деятельности", – поясняет специалист.
Сложнее всего работать с возрастными курсантами, делится Борисов: с женщинами и мужчинами в возрасте за 50-60 лет. Стереотипы гласят, что парни учатся вождению быстрее девушек, но сегодня это неправда: можно смело говорить о том, что проблем хватает и у тех, и у других.
"Мы беремся обучать всех. Просто одному курсанту будет достаточно 50 часов, а другому не хватит и сотни. Чтобы управлять автомобилем, человеку нужна разработанная моторика и хорошая реакция, а они у людей с каждый годом слабеют, некоторым стоит работать с этими "скилами" вне автошколы", – советует он.
Сдать на права с первого раза: самые частые ошибки новичков
"Экзамен для получения водительского удостоверения проходит в три этапа: сперва теоретический, потом езда на автодроме, затем вождение в городе. Теорию необходимо вызубрить, а вот с практикой все чуть сложнее", – рассказывает Сергей Борисов.
На автодроме (и не только) курсанты зачастую путают право и лево, рассказывает специалист. Примечательно, что многие из них не замечают за собой подобного, пока не окажутся за рулем. Другие распространенные проблемы – неумение работать со сцеплением (когда машина глохнет) и касание элементов. По словам Борисова, нередко виновато волнение: к примеру, у курсанта банально дрожит нога.
На экзамене в городе новички допускают куда больше ошибок, утверждает инструктор. Четко выделить можно топ-5:
- Перестроение на перекрестке
Прямо ахиллесова пята: так ошибается 90% курсантов. Конечно, речь не о больших и регулируемых перекрестках, а о местах, например, с заездами во дворы, которые плохо видны.
- Включение поворотников
Об этом люди попросту забывают. Многое держат в голове: помнят, что нужно перестроиться и в зеркало обязательно посмотреть, но забывают поделиться своими планами с другими участниками движения.
"При сдаче экзамена в ГАИ вождение курсанта оценивают очень строго, так что даже небольшое опоздание – несвоевременное включение и выключение поворотников – принимающие нередко считают ошибкой", – предупреждает Сергей Борисов.
- Развороты в узком месте
В ГАИ к умению маневрировать присматриваются очень пристально: многие курсанты просто не вписываются в имеющееся пространство и врезаются в бордюры (можно даже не сомневаться, что в этом случае экзамен завален) в то время, как должны выбрать правильную траекторию движения авто.
- Глупые ошибки (от волнения)
"Некоторые ошибки курсанты допускают просто от испуга: например, волнуются так, что едут на красный сигнал светофора (чего никогда не делали, пока не выбрались в город)", – рассказывает Борисов.
- Нарушение линий разметки
Советы инструктора: как быстро научиться водить?
"В конце каждого занятия инструкторы разбирают с курсантами допущенные ошибки. Их надо запоминать и анализировать, работать с ними и вне автошколы: успеха при большей вовлеченности, очевидно, можно добиться быстрее. Люди выходят из автошколы и забывают о том, что сидели за рулем, погружаясь в работу и бытовые проблемы; на следующем занятии ошибаются точно так же. Такое обучение может длиться долго", – говорит инструктор.
По словам Борисова, не менее важна сосредоточенность непосредственно на занятии: при "погружении" поведение водителя за рулем в перспективе станет почти автоматическим.
"Я советую курсантам постоянно наблюдать за участниками движения – во время передвижения по городу. В автобусах можно становиться около водителей и смотреть, как они работают за рулевым колесом (особенно, если коробка передач механическая); следить за водителями в такси и машинами поблизости", – напутствует специалист.
Большинство современных курсантов приходят в автошколу, ни разу до этого не сидев за рулем и не имея представления даже о том, как расположены педали. В то же время практики не бывает много, считает инструктор: имея автомобиль (или возможность позаимствовать родительский), первое время стоит тренироваться на пустых дорогах – хотя бы трогаться, работать со сцеплением.
"Некоторых курсантов не хватает на то, чтобы достаточно шустро переключить передачу, показать поворот, глянуть в зеркало – все это можно и нужно подтягивать самостоятельно вне школы. Они могут упражняться дома на развитие моторики и реакции, а в автошколе им расскажут, как это применять", – советует Сергей Борисов.
И ни к чему ставить на себе крест и хлопать дверью после занятия, на котором что-то не вышло: по мнению инструктора столичной автошколы, научиться водить машину может любой человек – вопрос времени.