Жители "трущоб" на Автозаводе мечтают о переезде уже много лет: условия жизни во многих домах лишены самых банальных удобств и весьма далеки от тех, которые кажутся привычными в XXI веке.
Проект детального планирования в районе станции метро "Автозаводская" Мингорисполком утвердил на этой неделе. Речь идет о застройке в районе улиц Челюскинцев, Омельянюка, Одесской, Пржевальского, Ушакова и Котовского.
Сегодня тут стоят в основном ветхие частные домики, вместо которых в будущем вырастут многоэтажки, но первые новости о сносе появились еще 30 лет назад. Sputnik побывал на Автозаводе и расспросил местных жителей о том, каково это – десятки лет сидеть на чемоданах.
Впервые пообещали снести 30 лет назад
У многих минчан окрестности станции метро "Автозаводская" ассоциируются с антикварными сталинками, однако в глубине жилых кварталов стоит внушительный и преимущественно обветшалый частный сектор.
"Временные" дома строили в первой половине 50-х, намереваясь снести их спустя 20-25 лет. Из удобств – только центральное отопление, нет ни горячей воды, ни канализации, ни газа. Зато есть "кустарный" водопровод, выгребные ямы, баллоны с газом и множество цветов вокруг домов – чтобы было уютно.
Местные мечтают о переезде далеко не первый год. Валентина, например, живет на Автозаводе с самой постройки: по ее словам, о сносе впервые заговорили аж лет 30 назад. С тех самых пор и приходится периодически латать старый дом со всех углов.
"Помню, жителей частного сектора тогда собрали в школе, моя дочка так довольна была, что мы скоро квартиру получим… А потом все стихло. Потом еще сто раз успели пообещать, что снесут. Два года назад у нас тут на каждом столбе по улице объявления висели, даже замеры делать приходили в домах.
Поликлинику обещали нам построить, школу… У нас же какая тут школа – колхозная! Уже во многих деревнях школы куда лучше этой, с бассейнами. А потом взяли и посрывали объявления со столбов. Так и живем", – делится она.
Мерзнуть дешевле: на газ уходит 60 рублей в месяц
Жители не раз обращались к властям по вопросу сноса, однако чиновники только руками разводили: пока нет застройщика, говорить не о чем. Валентина окидывает взглядом свои скромные владения: греть воду все эти годы приходится на плите в кастрюле, туалет стоит на улице прямо за гаражом.
"Зимой – конечно, холодно ходить туда, а куда деваться? Привыкли уже за столько лет. Отопление в доме газовое, когда больше газу даем – меньше мерзнем, но буквально разоряемся: за один только газ зимой нагорает 60 рублей "коммуналки". В общем, мерзнуть дешевле.
И сам дом разваливается, спасибо, что не рухнул. Фундамент сел: пол зимой такой ледяной, что я по дому только в "бурках" овечьих хожу. Коммунальщики за "спасибо" ничего не ремонтируют: или сам чини, или плати. А знаете, сколько стоит нанять машину для очистки выгребной ямы во дворе? Полсотни берут за смешных полчаса работы", – жалуется собеседница.
Небольшой соседний дом и вовсе делят три семьи: молодые женщины и мужчины с детьми, которых в обеденное время не застать – они трудятся (и учатся) неподалеку. По словам соседки, у многих в этом углу частной застройки нет и копейки лишней, не говоря уже о средствах на основательный ремонт или строительство нового жилья.
"Большинство местных съехали бы с огромным удовольствием: смотрите, например, какая у соседнего дома крыша ржавая – протекает наверняка. И за район никто особо не держится, я вот куда угодно бы поехала, лишь бы переселиться и хоть на старости лет пожить по-человечески", – откровенничает Валентина.
"Люди ванну могут набрать, а мы на улицу по нужде бегаем"
Капремонта в домах не было несколько десятков лет – и просто чудо, что не происходят несчастные случаи. Судя по историям, которые соседи пересказывают друг другу, в некоторых строениях буквально ходят ходуном стены; от потолка отваливаются внушительные и тяжелые куски штукатурки, а кто-то однажды даже провалился в подвал.
"Летом – вполне себе романтично, кажется. Но когда приходят холода, смотришь на высотки вдалеке, которые из-за сектора выглядывают, и думаешь: люди ванну горячую себе могут набрать, а ты в XXI веке на улицу, простите, по нужде выбегаешь, спотыкаешься в темноте. Зло берет", – возмущается Ирина, еще одна местная жительница.
В ЖЭСах или ЖРЭО от жителей частных домов на Автозаводе, жалуются те, попросту отмахиваются, опасаясь даже прикасаться к "избушкам". Зато охотно раздают предписания, чтобы улучшить внешний вид строений (особенно со стороны более широких улиц): велят покрасить фасад или починить забор, вывезти мусор или покосить траву.
К слову, с действительно ветхими домами соседствуют редкие крепкие и внушительные особняки. За все эти годы многие перестали верить в снос. Одни не выдержали, продали участок вместе с ветхим строением и построили квартиры. Таким на Автозаводе даже не завидуют, просто надеются когда-то оказаться на их месте. А другие, располагая бюджетом поскромнее, стали вкладывать деньги в жилье.
Думаете, все хотят уезжать?
Другой собеседник Sputnik Сергей родился и вырос в доме на Радиальной. "Лет 10 назад я был на собрании на Жилуновича, тогда нам сказали готовиться к переезду. Люди отдали свои домовые книги, буквально на чемоданах сидели, пару жителей даже выселили. А потом подсчитали, что обременения большие: не из чего компенсировать людям метры. Многие давно махнули на обещания рукой: одни возводят хоромы, другие вот – чинят забор", – улыбается собеседник, облокотившись на свежевбитую сваю.
По его мнению, в частном секторе всегда и все приходится делать самому. Ни к чему ждать, пока дом обветшает еще сильнее, лучше вкладывать в него силы и нормально жить.
"Вот, например, в доме слева раньше жили бурной жизнью: выпивали, дважды жгли дом, в третий раз чуть не сгорели сами. А теперь его выкупил другой человек, и так горелая изба превратилась в перспективную стройку.
Тогда, 10 лет назад, мы все уши прижали и собираться начали, раз "надо". Но у соседей вон коза и куры кудахчут, огурцы поспевают, кто-то вино делает из яблок, а в пяти минутах – цивилизация. Думаете, все хотят уезжать?" – задается вопросом собеседник.
Как рассказывают местные жители, стариков в частном секторе вблизи автозавода осталось не так и много, во многих домах сегодня живут молодые мужчины и женщины, и большинство из них все же рассчитывают на переезд в новостройку – с привычными для современных жителей столицы удобствами, парковкой, детской площадкой под окном.
"Наши дети прямо во дворе и играют, стелем им одеяло на траве да и все. В общем, как на даче, только целый год. Представьте, как тут живется молодым мамам с малышами – грудными и постарше. Очень сложно в таких условиях", – сетует Ирина, указывая на импровизированную песочницу на участках и соседские компактные качели у забора.