До 16 июня текущего года стоимость автомобильного топлива на заправках поднималась планомерно – на 1 копейку и почти каждый месяц. Последние три месяца наблюдается обратная динамика, в конце лета цена топлива вышла на уровень мая 2019 года.
По состоянию на конец августа стоимость литра бензина BN-92 составляет 1,55 рубля, АИ-95 – 1,65 рубля, АИ-98 – 1,78 рубля, дизтоплива – 1,65 рубля.
Что происходит?
По мнению экономиста Виктора Маргелова, ранее поднимать цену на топливо заставляли интересы монополии и конъюнктура рынка. Он отметил, что в колебании стоимости нефтепродуктов нет четкой экономической составляющей: есть больше политических факторов, также немалое значение имеют события на внешних рынках. Сейчас получается, что ситуация заставляет "Белнефтехим" снижать цены.
"Есть загрязненная нефть, которую мы сейчас с вами, вполне возможно, переработанную в виде бензина потребляем. Эту нефть нужно побыстрее продать, потому что есть договоренности", – сообщил Маргелов.
По его словам, немаловажное значение на ситуацию оказывает конъюнктура российского рынка и то, что там происходит. В качестве примера он привел закрытие Россией поставок нефти на Украину. Маргелов считает, что все эти факторы влияют на стоимость белорусского топлива, причем разнонаправленно.
Иногда, подчеркнул экономист, нужно принимать решение удержать рынок ценой прибыли, а копейка в цене на топливо не сильно должна повлиять на результаты работы монополиста.
Маргелов полагает, что падение цены в данной ситуации – явление временное и зависит от того, когда Беларусь решит проблему с "грязной" нефтью.
"Я думаю, переработают нефть, и пойдет все (цены на топливо – Sputnik) вверх", – уверен аналитик.