Один из трендов нашего времени – сочувствовать врачам, заслуги которых явно недооценены, зарплаты явно занижены, а условия труда часто оставляют желать лучшего.
Не хотелось бы, чтобы меня поняли превратно уважаемые мною доктора, среди которых есть и родные, и друзья. Но некоторые моменты в позиции молодых врачей откровенно непонятны, если не сказать неприемлемы.
Недавно по работе пришлось общаться с главврачом одной из столичных поликлиник. Поликлиника имеет амбулаторию, которая обслуживает район-анклав, расположенный в 25 километрах от Минска. Территориально район относится к Минску, но расположен за городом.
В самом районе живет только несколько врачей, остальных направляют на работу из города. Основные сотрудники – молодые специалисты, которые проходят двухгодичную отработку и стремительно увольняются.
"Мы сейчас пытаемся найти общежитие в этом районе, а пока выпускников больше решили туда не направлять. Это же трудно – каждый день добираться на работу 25-30 километров. Сейчас туда вахтовым методом будут ездить опытные врачи из поликлиники по очереди. А молодых мы оставим здесь на месте, чтобы им было удобнее. Мы же не хотим, чтобы они сразу испугались и сбежали", – довольно обреченно сказала главврач. Не верит она в то, что они останутся.
Уйдут все равно. Куда?
"Кто-то хочет получить узкую специализацию, невролога или кардиолога, например. Но это замечательно, это лучшие. А большинство вообще не знают, чего хотят. Очень возмущаются, что пациенты стали невыносимые, и мечтают уехать за границу, где врачам платят огромные деньги", – ошарашивает доктор. Не тем, что мечтают уехать за длинным рублем – это естественно, в принципе. А тем, что о большой зарплате мечтают люди, которым еще ни один пациент не сказал: "Спасибо, доктор!"
С чего они вообще решили, что заслужили большую зарплату где бы то ни было? Почему, едва отучившись, выдвигают требования: работа рядом с домом, пациенты сговорчивые, зарплата высокая?
Завидую самооценке молодых специалистов, которые, зачастую приехав из райцентра, отказываются от работы со столичной пропиской по причине того, что "неудобно добираться на работу".
Я не доктор, но тоже когда-то была выпускником вуза. Следуя логике современных молодых врачей, видимо, должна была сразу после выпускного явиться в одно из известных изданий и с порога заявить: я хотела бы здесь работать, желательно начальником отдела, не меньше, а лучше, конечно, сразу главным редактором. И квартиру мне недалеко от редакции не забудьте предоставить!
"Я тоже много лет назад начинала участковым терапевтом. Это были очень трудные, но самые интересные годы в моей жизни. Это бесценный опыт, когда нужно включать сразу все свои знания, когда тебя могут поддержать более опытные коллеги, а могут и отругать за ошибки, но это твои ошибки и без них ты не станешь врачом", – вспомнила и моя собеседница.
Спецкурс для знакомства с реальностью
Я встречала много врачей, разных возрастов, внимательных и чутких, от одного слова которых начинаешь выздоравливать, и равнодушных и циничных, к которым больше не хочется возвращаться.
Я видела, как работают и в огромных клиниках, и в маленьких сельских амбулаториях. Все живут в разных условиях и настроены на жизнь и работу по-разному.
Одни подрабатывают везде, где только можно, успевая при этом повышать квалификацию, давать образование детям и строить квартиру или делать ремонт в своем сельском домике.
Другие пристраиваются на какое-то место, отбывают свою работу как наказание, ни к чему не стремятся и вздрагивают от одного вида пациентов, которые, конечно, виноваты в том, что доктор никак не может выбраться из тесной общаги.
Согласна, есть объективные факторы: жилье в Беларуси дорогое, цены высокие и моря нет. Но все это досталось не только докторам!
Конкурс в медуниверситеты нашей страны стабильно один из самых высоких. И молодые люди сначала из кожи вон лезут, чтобы написать ЦТ по химии и биологии и увидеть себя в заветных списках по зачислению, потом учатся, сложно и долго, а многие и дорого, шесть и больше лет. Я полагала, что все это для того, чтобы дать клятву Гиппократа и, следуя ей, помогать людям.
"Такие есть, но их мало, к сожалению. Некоторые выпускники перестают являться на работу по распределению, специально, чтобы их уволили, потом выплачивают деньги за учебу и уходят на вольные хлеба. Кто-то сразу заявляет, что хочет стать IT-шником, кто-то фармацевтом, опять-таки уехать за границу. Но главная претензия в том, что они не могут или совершенно не хотят работать с людьми", – констатирует главврач.
Она уверена, что все желающие стать врачами должны проходить психологические тесты на умение работать с людьми, и только по их результатам можно допускать к учебе.
Возможно, нелишним был бы какой-нибудь спецкурс об условиях жизни и работы врачей в нашей стране, чтобы столкновение с реальностью не становилось для молодых специалистов разочарованием на первом же рабочем месте.
Желательно, чтобы будущие врачи увидели, что лечебные учреждения располагаются не только в центре Минска, но и в районах и даже глухих деревушках.
И что большие зарплаты нарабатываются годами и десятилетиями вместе с профессионализмом, а не присуждаются в виде благодарности за окончание вуза.
И, наконец, чтобы поняли, что к ним будут идти не спокойные и радостные, а в большинстве больные, измученные, порой даже озлобленные люди, которых вообще не будет интересовать, сколько этот доктор получает денег, где он живет и удобно ли ему добираться на работу.
P.S. Я давно не выпускник, имею семью и квартиру и каждый день езжу на работу 40 километров, потому что на самом деле в Минске даже такое расстояние не может стать помехой для возможности реализовать себя.