Сегодня утром самолет "Уральских авиалиний" А321 совершил экстренную посадку в Подмосковье в кукурузном поле. На борту находилось 226 пассажиров и семь членов экипажа.
Лайнер столкнулся со стаей чаек почти сразу после взлета, и пилотам удалось приземлиться с полными баками и двумя отказавшими двигателями. Все пассажиры живы, 23 человека госпитализированы с травмами.
Это событие вызвало огромный резонанс: пассажиры благодарят пилотов за свой второй день рождения, специалисты авиационной сферы общаются с журналистами и объясняют всю сложность такой посадки. Ее уже назвали "чудом в кукурузе" – по аналогии со знаменитым "Чудом на Гудзоне", когда пилоту удалось посадить лайнер на реку.
Однако это счастливое предотвращение катастрофы вызвало не только положительные эмоции. Специалисты сферы обсуждают, как не допустить подобных событий снова и откуда взялись птицы.
Что произошло?
Максимально лаконично события этого утра пересказал второй пилот Георгий Мурзин.
"По факту после взлета попала птица в двигатели, и левый двигатель сразу заглох. Потом и во второй двигатель тоже попала, и обороты работали нестабильно. Потом второй двигатель тоже заглох, тяги не хватало, и высота плавно падала", – сказал 23-летний Мурзин, у которого к этому дню около 600 часов налета.
Командир самолета — Дамир Юсупов — имеет более трех тысяч часов налета. Обоих летчиков отстранили от полетов на время проверки.
Говорить о точных причинах ЧП с А321 на аэродроме Жуковский можно будет после расследования, сказал журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Он рассчитывает на то, что расследование будет оперативным.
Кремль взялся комментировать ситуацию в связи с тем, что СМИ опубликовали данные о несанкционированной свалке недалеко от аэропорта, над которой летают стаи птиц. Журналисты предположили, что одна из таких стай и могла стать причиной выхода из строя сразу двух двигателей.
"Поскольку и корпус самолета цел, и черные ящики все уже под рукой, что называется, поэтому наверняка это будет весьма оперативно, но там есть своя процедура. И только потом можно будет говорить уже о причинах и так далее, потом уже можно судить", – заявил Песков и добавил, что "с несанкционированными свалками ведется непримиримая борьба".
Так была ли свалка?
В Министерстве экологии опровергли предположение о том, что причиной инцидента могла стать свалка.
"Предположение о том, что причиной жесткой посадки самолета вблизи аэропорта Жуковский стали окрестные свалки, на которых обитают птицы, ошибочно. Ближайший к месту посадки полигон "Сафоново" закрыт в 2012 году, отходы туда не завозятся много лет, кормовой базы для птиц нет. Полигон укрыт грунтами и безопасен, поэтому нет и больших скоплений", – рассказал министр экологии и природопользования Московской области Дмитрий Куракин.
Есть и другое мнение. Telegram-канал "Открытые медиа" цитирует координатора проекта "Экологическая экспедиция" Руслана Хвостова, который полагает, что свалка рядом с аэропортом Жуковский у озера Глушица давно создает угрозу для безопасности полетов с этого аэродрома.
Местная администрация начала рекультивацию этой свалки, и сейчас птиц стало меньше.
Фильм про "Чудо в кукурузе"
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев намерен распорядиться подготовить документы о представлении экипажа к награде.
"Очевидно, что действия экипажа заслуживают самой высокой оценки. По итогам рассмотрения этой ситуации необходимо будет, видимо, подготовить документы о том, чтобы их представить к наградам государственным", – сказал Медведев на заседании кабмина.
Уже обсуждается возможность снять фильм о действиях экипажа А321.
"Собственно, идеи две: представить экипаж к государственным наградам и предложить Минкульту в следующем году выделить деньги на съемки художественного фильма об этом", – сказал глава комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич.
Так уже поступили в Америке: фильм "Чудо на Гудзоне" рассказывает о том, как легендарный пилот самолета US Airways Чесли Салленбергер – капитан Салли – посадил лайнер на реку Гудзон после столкновения со стаей канадских гусей.
Однако этот фильм рассказывает не столько о самой посадке (от момента столкновения до приводнения прошло всего семь минут), сколько о расследовании истории, которая могла стать катастрофой, если бы не правильные действия экипажа.
И сегодня в специализированных Telegram-каналах обсуждают не только героические действия летчиков, одному из которых всего 23 года, но и причины, по которым стая чаек появилась недалеко от аэропорта.
"Идем правее на солнце вдоль рядов кукурузы"
Пассажиры сегодня празднуют "второе рождение" – именно такие слова слышны на одном из видеороликов, опубликованных во время эвакуации.
А в соцсетях обсуждают действия экипажа, выдержкой которого "можно забивать гвозди".
"Идем правее на солнце вдоль рядов кукурузы", – говорит один из бортпроводников, стоя у трапа самолета, который лежит на кукурузном поле. Эти кадры показал телеканал "Россия 24".
"Мы долго шли по полю к дороге, пытались сориентироваться, в какую сторону идти – из-за кукурузы ничего не видно. Потом немного посидели на обочине. Первыми приехали пожарные, потом уже потихонечку скорые и все остальные", – цитирует пассажирку самолета Светлану Бабину Telegram-канал "Раньше всех".
"Пассажиры помогали друг другу. Открытого огня мы не видели. Пилоту жали руки, говорили "спасибо" и аплодировали", – отметила Бабина.
"Мой самолет упал. Стоим в поле, пострадавшие есть, у парня рука сломана, у кента палец по ходу, ничего не сказали еще, двигатель несколько раз хлопал, они пытались его снова запустить, но мы начали падать, я держался за крест, я теперь точно верю в Бога", – цитирует "Комсомольская правда" одного из пассажиров.
Чудо было не только на Гудзоне
Говоря о том, что о летчиках, о которых сегодня рассказывают как о героях, можно снять фильм, Малькевич добавил, что в советской истории "есть похожая героическая ситуация со счастливым концом".
Речь идет о посадке самолета Ту-124 на Неву в 1963 году. Тогда комиссия по расследованию инцидента возложила всю вину на летчиков и отстранила их от полетов. Среди спасенных был будущий патриарх Алексий II. Пассажиры собирали подписи в поддержку членов экипажа. Когда в дело вмешался Хрущев, летчиков снова допустили к полетам, командиру и штурману выдали квартиры, но указы о награждении орденом Красной звезды подписаны так и не были.
"И на фоне этого несправедливыми кажутся две вещи: недооценка действий советских пилотов, госнаграды до которых не дошли, а также игнорирование нерядового и поистине героического случая госпропагандой. На таких, как Мостовой, Чеченев, Смирнов, Царев и Беремен, должны были воспитываться молодые пилоты ГА, а молодежь – заражаться болезнью к небу, но этого не произошло", – пишут в Telegram-канале 338.
Автор этого сообщения констатирует, что после просмотра ремейка фильма "Экипаж" с Данилой Козловским возникает желание заняться фитнесом, но не небом, не посвятить себя рабочей профессии.
Так что сегодняшняя история – действительно повод для кинематографа сделать все, как надо: "Пример яркий, событие нерядовое, личности простые и бесхитростные, но запоминающиеся".