Для комбайнеров жатва – самый прибыльный месяц в году. На этот период в их ряды вливаются и электрики, и сантехники, и даже учителя. А еще уборочная – это время, когда семьи сельчан, даже разъехавшиеся по разным городам, воссоединяются, чтобы вместе выйти в поле.
Корреспондент Sputnik Тамара Зенина отправилась на Гомельщину и познакомилась в Ельском районе с семьей, на которую приходится целых три комбайна! Хотя насчет "целых" – это явное преувеличение.
Вчера только два часа отработали, и опять на ремонт
"Рожковый! Накидной! 17-19! Плоскогубцы!" – словно хирург в операционной, командует Максим Яцухно, лежа в пыли под своей огромной машиной "Полесье".
Его родная сестра Анна на автомате выбирает из кучи железяк необходимую и быстро подает. Хоть бы раз замешкалась!
"Максим пришел после армии, ему дали комбайн, а помощника у него не было, вот он меня и позвал. Я быстро всему научилась", – улыбается Анна.
Она учительница начальных классов, но уже третье лето на время уборочной переквалифицируется в помощника комбайнера сельхозпредприятия "Скороднянский" и отправляется в поле вместе с братом.
"Я работал помощником с отцом с 11-го класса, сначала на "Доне", потом на "Лиде". Теперь мне самому дали это "Полесье". Комбайн старый, бывает, неделю работаешь, а потом три дня можешь стоять на ремонте", – говорит Максим, который и в день нашей встречи тоже не смог вовремя выехать в поле из-за поломки, правда, на этот раз, по его словам, мелкой, "работы на полчаса".
Простой для комбайнера равен убытку, однако на старых комбайнах поломок не избежать. Старший брат Максима и Ани Виктор тоже застрял на мехдворе.
"Полетела на моторе помпа, вышли из строя подшипники. Поехали за запчастями, если привезут – от силы час работы. Пока ждем, чистим, продуваем фильтры. К сожалению, ломаемся часто. Вчера только с ремонта выехали, два часа поработали – и опять", – делится Виктор, глава еще одного экипажа семьи Яцухно.
Сегодня в поле вышел только отец Юрий Алексеевич Яцухно. Он работает без помощника.
"Сам только первый день после ремонта, а дети все стоят", – переживает комбайнер за сыновей и дочку.
Юрий Алексеевич – электрик, но уже 29-й сезон выходит на уборку, постепенно приучив к этой работе и обоих сыновей. Тому, что и дочь-учительница приезжает на время жатвы из Светлогорска, только рад.
"И правильно, надо денежки зарабатывать", – отмечает отец.
"Так как я учитель, мне нужно очень много всяких принадлежностей и литературы. Часть заработка уйдет на это, часть – одеться, часть – на какой-то ремонт", – делится Анна своими финансовыми планами.
Брат с сестрой вспоминают, что летом на море были однажды всей семьей, в санатории в Юрмале. Когда попадут в отпуск к морскому берегу еще раз, ответить затрудняются. Мама у них умерла, хозяйство досматривают сами.
"Куры, поросенок и котики ждут допоздна, пока не вернемся, а по-другому никак", – говорит Анна.
Молодожены: я чищу грохот, она продувает фильтры
Брат Виктор вообще провел за штурвалом комбайна медовый месяц. Два года назад он женился и уже два сезона выходит в поле с любимым помощником – женой Натальей.
"Я работаю на тракторе с весны до конца июня. До конца августа на уборке, потом комбайн моем, обдуваем и ставим на хранение, а я сажусь назад на свой трактор и еду в поле солому свозить. Зимой вожу силос коровам с ям. Отпуск мне дают только зимой", – поясняет Виктор цикличность работы механизатора.
В связи с тем, что у Натальи, учителя немецкого языка, отпуск исключительно летом, супруги нашли оптимальный вариант проводить теплую пору года вместе.
О том, что второй год откладывают медовый месяц и вместо этого едут работать в поле, не жалеют. Говорят, в прошлом году благодаря уборочной сделали в доме ремонт. Командир экипажа получает от 1500 рублей, помощник может рассчитывать на 80% от его заработка.
Своим помощником Виктор Яцухно доволен. И деньги в один бюджет, да и без лишних рук, признается, было бы сложно.
"Утром я, например, чищу грохот, а она ищет другой комбайн с компрессором, потому что на нашем нет, и продувает фильтры. Радиаторы я ей не даю чистить, потому что там пыли очень много, сам делаю. Она должна стекла протирать, когда хороший урожай, они быстро темнеют от пыли. В ключах она опять же хорошо разбирается", – перечисляет глава семьи и экипажа обязанности своего помощника.
Наталья в подтверждение открывает два ящика с инструментами и без запинки начинает объяснять: "Чаще всего приходится подавать этот ключ 19-17, иногда просит 12-13. А этот 32-27, когда нужно подтянуть транспортеры, большие шланги. Сама подкрутить я не могу, у меня столько сил нет".
Она говорит, что их с мужем доходы напрямую зависят от урожайности: "было, что и пять бункеров намолачивали, и семь, а было и два".
Но супруги все-таки надеются, что в этом году заработают не меньше, чем в прошлом. На что потратят прибыль, пока не решили.
Первое, второе и компот
Сегодня на обед у комбайнеров суп харчо, плов и компот с печеньем. Еда вкусная, порции огромные, добавка приветствуется. Пока едят помощники, комбайнеры продолжают работу.
Видно, что они уже привыкли есть стоя. За 20 минут перерыва успевают обменяться и последними новостями, в основном про то, кто встал, сломался, а кто, наоборот, возвращается после ремонта в поле.
"У Виктора и отца было и по 900 тонн, мы пока больше 700 не намолачивали", – говорит Максим Яцухно.
Интересно, что внутрисемейной конкуренции у Яцухно нет. Наоборот, они очень переживают и поддерживают друг друга, первыми спешат на помощь, если кто-то "сломался".
Страшнее внезапной поломки для комбайнера только дождь. Если сначала, после посевной, все дружно молятся, чтобы дожди пошли, и все взошло, то с конца июня в небесную канцелярию отправляют молитвы, ожидая противоположного эффекта.
Когда на улице 30, у нас в кабине – 40! Нелирическое отступление
Для городского жителя комбайн – интересная машина: заводится с нарастающим ревом, будто самолет. Так же медленно, как он, набирая обороты, выруливает на взлетную, разворачивается на очередной прогон, а дальше… плывет, мерно покачиваясь среди высокой ржи, будто круизный лайнер на волнах.
Объяснить эти ощущения комбайнерам сложно: почти никто из них никогда не летал на самолетах и не ездил в морские круизы.
"Кондиционер есть, но он не работает. В наших гомельских "Полесье" его неправильно расположили, возле гидростатики. Поэтому, если включить кондиционер, когда работает мотор, из-за большой нагрузки разбиваются "уши" (крепления компрессора). Вот у "Лиды", на которой отец работает, кондиционер стоит на моторе жестко и за 13 лет ни разу не сломался", – пытаются объяснить братья Яцухно, почему их кондиционеры перестали работать еще в первый сезон.
Чинить их нет смысла, эти "уши" все равно сразу поломаются, а ремонт может занять не один день. Боясь потерять заработок, комбайнеры не рассчитывают на чудеса техники и спасаются от жары собственными методами.
"Когда на улице +30, у нас в кабине все 40! Мы замораживаем воду и берем с собой эти бутылки со льдом, закрутив их в тряпки, чтобы медленнее таяли. И все равно к обеду все растает. Из-за пыли мы не можем сильно открывать двери, приходится оставлять очень маленькую щель, мы понимаем, что находимся в Гомельской области, пострадавшей от Чернобыля", – говорит Анна Яцухно.
Ее брат Виктор рассказывает, что мечтает когда-нибудь сесть за штурвал "Джона Дира" (John Deere), который видел пока только в интернете.
Кажется, что технический прогресс ХХI века обошел стороной белорусские поля и мехдворы. Старые комбайны, из которых в лучшем случае только половина способна доехать до поля, запчасти, которые во многих хозяйствах выпрашивают, закладывая еще не полученный урожай.
И сами комбайнеры – законченные оптимисты, искренне желающие много работать. Они отправляются на поле жатвы, как на поле "битвы за урожай", каждый день гадая, сколько потерь понесут сегодня.
Читайте также:
- Лукашенко плохого не посоветует: как вырастить бульбу "как у Батьки"