МИНСК, 17 мая – Sputnik. Документ "Росавиации" с результатами расследования катастрофы SSJ 100 в аэропорту Шереметьево появился в распоряжении "РИА Новости", агентство публикует выдержки из него.
Согласно документу, претензий к самому самолету, который разбился при посадке, практически нет, больше всего вопросов – к экипажу, пилотировавшему лайнер, констатируют специалисты "Росавиации".
Закрылки, перевес и перегрузки
Согласно отчету федерального агентства, SSJ заходил на посадку с превышением максимально допустимой посадочной массы на 1,6 тонны, однако без существенных отклонений в скорости.
"Снижение по глиссаде осуществлялось без существенных отклонений на скорости 155 – 160 узлов (287-296 километров в час)", – говорится в документе. Специалисты отмечают, что, согласно руководству по эксплуатации, скорость при заходе на посадку составляет 155 узлов.
Экипаж самолета, говорится в заключении "Росавиации", направляя SSJ на посадку, не выпустил закрылки, как это предусмотрено инструкцией. Несмотря на то, что в резервном режиме, в котором садился лайнер, не предусмотрен автоматический выпуск закрылок, экипаж должен был произвести это вручную.
При этом командир самолета перед катастрофой пытался отклонить "Суперджет" то вверх, то вниз с максимальным усилием.
"Командир воздушного судна выполнил несколько знакопеременных отклонений ручкой управления с большой амплитудой (вплоть до максимальных значений), что привело к знакопеременным изменениям угла тангажа", – говорится в документе "Росавиации".
Перегрузки при посадке составили 5,85g, что значительно превышает норму. При таких перегрузках последовало разрушение самолета "с проливом топлива и пожаром".
Что нужно делать
После катастрофы, изучив обстоятельства крушения SSJ 100 в Шереметьево, "Росавиация" порекомендовала авиакомпаниям провести с экипажами занятия по отработке аварийных посадок и действий при пожаре.
Также рекомендуется провести с экипажами занятия по принятию решений в случае отклонения от глиссады, сдвига ветра при заходах на посадку, в том числе аварийных и вынужденных.
"Аэрофлот" думает по-другому
Российский авиаперевозчик "Аэрофлот", имеющий в своем парке "Суперджеты", позже выпустил сообщение, в котором отметил, что выпуск закрылок во время посадки в аэропорту был невозможен, так как они были в положении, соответствующем посадочной процедуре и в необходимом при отказе системы.
"По процедуре сначала включается реверс, а затем уже на устойчивом пробеге по взлетно-посадочной полосе выпускаются интерцепторы. Поэтому, ввиду отсутствия устойчивого пробега, выпуск интерцепторов был невозможен", - говорится в сообщении перевозчика.
В "Аэрофлоте" добавили, что требования для самолетов составлены таким образом, чтобы предотвратить ухудшение ситуации до катастрофической в любом случае.
Самолет SSJ 100, следовавший рейсом Москва – Мурманск из аэропорта Шереметьево 5 мая, вернулся через 28 минут после вылета. По сообщению командира судна, в самолет ударила молния. На борту находилось 78 человек. Самолет совершил жесткую посадку и загорелся. В результате инцидента погибли 40 пассажиров и бортпроводник, еще девять госпитализированы.