Не быть жертвой, не ставить сверхцелей: ДЦП у детей в советах для родителей

© Sputnik / Максим Богодвид / Перейти в фотобанкДевочка с ДЦП смотрит на рыбок, архивное фото
Девочка с ДЦП смотрит на рыбок, архивное фото - Sputnik Беларусь
Подписаться
Не приносите себя в жертву, будьте готовы двигаться очень маленькими шагами и не переделывайте своего ребенка: очень важно не потерять в нем человека, его уникальность.

Дети с ДЦП и другими нарушениями, которые влекут затруднения в движении, могут развиваться нормативно и даже быть одаренными, но обучать их нужно особенным образом: Sputnik обратился к эксперту с вопросом о том, как научиться жить с таким ребенком.

Ирина Байдакова работает в хосписе уже 16 лет - Sputnik Беларусь
Не могла спать и есть. Сотрудник детского хосписа – о своей жизни и эмоциях

Советы родителям, которые растят детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА), дала Татьяна Лещинская, ведущий научный сотрудник лаборатории специального образования Национального института образования Беларуси.

В отдельную группу детей с церебральным параличом специалисты не выделяют, а работают с категорией детей, которые испытывают затруднения в движении: в их числе дети с полиартритом и полиомиелитом, врожденными нарушениями, дети, перенесшие травмы спинного и головного мозга или потерю конечностей, и не только.

Особенностей развития у детей с нарушениями ОДА может и не быть

Родители почти сразу начинают задаваться вопросом: какими будут особенности психофизического развития такого ребенка.

"Это нормальные дети. Как и все, они могут испытывать интеллектуальные затруднения, но могут быть и одаренными или развиваться нормативно. Важно признать, что такой ребенок в любом случае может развиваться. Просто многое зависит от условий, в которых он живет", – утверждает Татьяна Лещинская.

© Sputnik / Валерия БерекчиянВедущий научный сотрудник лаборатории специального образования Национального института образования Беларуси Татьяна Лещинская
Не быть жертвой, не ставить сверхцелей: ДЦП у детей в советах для родителей - Sputnik Беларусь
Ведущий научный сотрудник лаборатории специального образования Национального института образования Беларуси Татьяна Лещинская

Интеллектуальные затруднения у ребенка: как обучать?

"У таких детей есть особенности познавательной деятельности: если у них сужен эмоциональный опыт и опыт общения, они могут многого не понимать просто в силу того, что не "окутаны" социальными связями. В образовательный процесс такого ребенка необходимо вовлекать по-другому", – считает Лещинская.

По мнению специалиста, на первое место в обучении необходимо ставить создание насыщенной эмоциогенной среды (и не обязательно положительной). Даже обездвиженным детям нужно впечатляться, уверена эксперт, хотя бы благодаря смене картинки перед глазами с потолка на беседку во дворе.

Руки ребенка и взрослого, архивное фото - Sputnik Беларусь
Не спрашивайте "за что": как жить с ребенком, который смертельно болен

"Ребенок должен наблюдать за окружающим миром, видеть его разным, запоминать. Это развивает таких детей: многие якобы необучаемые дети, с которыми занимаются активно, позже продолжают обучение в обычных школах, некоторые заканчивают средние специальные и даже высшие учебные заведения.

Когда-то я работала с мальчиком, который до шести лет не издал ни звука. В его карте стоял диагноз "имбецильность", было указано, что он не подлежит обучению. Как-то я разложила перед ним изображения животных и начала издавать типичные для них звуки, а он переводил взгляд с одной картинки на другую – так мы поняли, что он нормальный. Теперь этот мальчик вырос и, окончив железнодорожный техникум, работает в метро", – рассказывает эксперт.

© Sputnik / Егор Еремов / Перейти в фотобанкУроки дельфинотерапии для детей с ДЦП проходят в Минском дельфинарии
Не быть жертвой, не ставить сверхцелей: ДЦП у детей в советах для родителей - Sputnik Беларусь
Уроки дельфинотерапии для детей с ДЦП проходят в Минском дельфинарии

Также важно социализировать ребенка, помочь ему стать более раскованным и деятельным: он должен общаться с другими детьми и взрослыми, даже с незнакомыми людьми, обретать умения и витагенные (связанные с жизнью) знания.

"Любому человеку, если он имеет какие-то нарушения, лучше приобретать широкий социальный опыт. А ограничивать его средой себе подобных – значит, этот опыт сужать", – уверена Лещинская.

Откажитесь от сверхцелей и мечты переделать ребенка в "такого, как все"

"Спрашивайте себя: нужно ли ребенку то, чему вы его учите? Некоторым из этих детей сперва надо помочь адаптироваться, научить их просто жить", – считает эксперт.

Почти все родители на первых порах просят педагогов специализированных школ или классов научить детей считать, читать и писать, не задумываясь, что куда важнее сначала добиться самостоятельности ребенка в элементарных бытовых вещах.

"Нужно адекватно оценивать ребенка, не требовать от него сверх того, что он может. Нужно научить его быть самостоятельным в быту, поддерживать безопасную обстановку вокруг себя и зарабатывать деньги на жизнь. Очень ценно заложить это как можно раньше: трудно наверстать то, что упущено в детстве", – напутствует Лещинская.

Будьте готовы двигаться очень маленькими шагами. Прежде, чем заговорить, ребенок должен научиться контролировать артикуляционный аппарат (так что не заставляйте его повторять ваши слова, начните с простой гимнастики).

"Не переделывайте своего ребенка. Очень важно не потерять в нем человека, его уникальность. Он ведь может быть парциально одаренным, в какой-то области даже существенно одареннее вас самих", – убеждена собеседница агентства.

Где лучше учиться детям с ДЦП и прочими нарушениями ОДА?

В небольшой Беларуси, по мнению Татьяны Лещинской, созданы достойные условия для обучения детей с нарушениями разной степени тяжести. Так, дети младше 3 лет могут находиться в белорусских домах ребенка. В Минске и Витебске работает два специализированных дошкольных учреждения, а в большинстве детских садов в стране открыты специальные группы.

Юля Годунова с детьми на море - Sputnik Беларусь
Отпуск с особенным ребенком: как решиться, когда нет времени и сил

Но особое внимание стоит обратить на Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, считает специалист: они функционируют в каждом районе и области. Там детям с нарушениями ОДА помогают с самого рождения и до совершеннолетия.

"Центры работают комплексно: можно обследовать ребенка с проведением необходимых анализов и, если школьное образование ему не под силу, обучать прямо здесь. Учебные предметы в центрах не те, что в школах: сенсомоторное обучение, бытовая самостоятельность, развитие моторики, предметы, поддерживающие коммуникацию", – пояснила специалист.

Если ребенок способен усваивать школьную программу, его могут принять в любую общеобразовательную школу страны. Тех, кто не может передвигаться, бесплатно обучает на дому учитель из школы по месту жительства.

© Sputnik / Максим Богодвид / Перейти в фотобанкРебенок с ДЦП может добиться успеха, но это должен быть комплексный труд и семьи, и учителей
Не быть жертвой, не ставить сверхцелей: ДЦП у детей в советах для родителей - Sputnik Беларусь
Ребенок с ДЦП может добиться успеха, но это должен быть комплексный труд и семьи, и учителей

Эксперт убеждена: ребенку всегда будет лучше в семье. Тем не менее, в республике работают детские дома для инвалидов, где есть группы для детей с нарушениями ОДА (в частности для неговорящих и обездвиженных). В каждом из домов организован образовательный процесс.

"Раньше считалось, что такие дети необучаемы. Действительно, их невозможно учить так, как это происходит в обычной школе. Но можно по-другому: перед нами стоит задача улучшить качество их жизни, так что обучение основывается в первую очередь на их возможностях", – пояснила Татьяна Лещинская, которая участвовала в разработке учебных программ для этих учреждений.

Участвуйте в образовательном процессе и общайтесь с другими родителями

Некоторые родители с головой уходят в работу в надежде, что проблему обучения ребенка смогут решить без их участия. Но очень важно, чтобы и они были участниками образовательного процесса.

"Иногда родители перекладывают всю ответственность за развитие детей на специалистов: например, определяют ребенка с интеллектуальной недостаточностью в спецшколу, рассчитывая, что там его смогут подготовить к поступлению в вуз", – делится опытом Лещинская.

По мнению эксперта, успехов такой ребенок может добиться лишь в условиях комплексной работы: родители тоже должны овладевать навыками, необходимым для развития детей. А если сотрудничают обе стороны, эффект будет куда заметнее.

К тому же, родителям стоит общаться не только с профессионалами, но и между собой: к камерным мероприятиям, на которых бывают и специалисты, и родители, можно присоединиться в уже упомянутых Центрах.

© Sputnik / Александр Уткин / Перейти в фотобанкЗаботиться о таком ребенке и работать с ним, радоваться его успехам и огорчаться промахам нужно всем вместе - и маме, и папе
Не быть жертвой, не ставить сверхцелей: ДЦП у детей в советах для родителей - Sputnik Беларусь
Заботиться о таком ребенке и работать с ним, радоваться его успехам и огорчаться промахам нужно всем вместе - и маме, и папе

"У профессионалов тут можно поучиться полезным приемам, задать им все важные вопросы. А с другими родителями поговорить о сокровенном: услышать, как они спасаются от выгорания и депрессии, поделиться своими переживаниями, успехами детей. Очень важно не замыкаться, не оставаться наедине со своей бедой", – уверена Татьяна Лещинская.

Не приносите себя в жертву и не прекращайте жить

Многие матери отказываются как от работы, так и от других когда-то привычных занятий, целиком посвящая себя уходу за ребенком. По мнению Лещинской, приносить себя в жертву нельзя.

Марина со старшей дочерью Полиной и маленькой Альбиной - Sputnik Беларусь
Почему я: как принять страшный диагноз ребенка и начать действовать

"Почти любая женщина прежде всего мать, но есть другие ценности, отказ от которых не облегчит ничьей участи. Нельзя превращаться в сиделку. Напротив, в таких обстоятельствах стоит попытаться остаться женщиной – красивой, интересной и интересующейся, способной хранить семейный очаг", – советует специалист. 

Как делятся сами матери, по мере принятия ребенка таким, какой он есть, принимаешь и жизнь, именно по-хорошему принимаешь, – она ведь не заканчивается, а просто приобретает важную особенность, которая требует сил и внимания. Это не значит, что в семье не может быть других детей и что в доме всегда должно быть тихо. Принятие, умение адаптироваться к условиям – пожалуй, единственный способ создать максимально позитивные условия для жизни.

"Это трудное дело – сохранить семью, в которой растет ребенок с такими нарушениями. Но любить его нужно вместе: плохо, когда папа или мама погружаются в отдельную активную деятельность, отодвигая семью на второй план. Все приятнее переживать не в одиночестве: заботиться о таком ребенке и работать с ним, радоваться его успехам и огорчаться промахам. Усилия нужно прилагать вместе, подпитываясь энтузиазмом друг у друга, – это и есть семья", – уверена Татьяна Лещинская.

Лента новостей
0