У православных христиан с понедельника начался Великий пост ― самый длительный в церковном календаре, предшествующий великому празднику Пасхи. Для мирян Великий пост ― самый строгий в плане ограничений, причем не только в пище, но и в делах и помыслах. Это период воздержания от зависти, гнева, пустословия и многих других страстей, которые наподобие ржавчины разъедают душу человека.
А что такое Великий пост для монаха ― человека, который уже выбрал для себя путь ограничений, положив жизнь на алтарь служения Господу? На этот вопрос отвечает гостья радио Sputnik Беларусь ― монахиня Свято-Елисаветинского монастыря, инокиня Иоанна (в миру Панкова).
"Я раньше постилась больше из-за доверия церковной практике. И как-то этот вопрос у меня в голове висел. Я понимала пост в плане борьбы со страстями, в духовном плане. Но зачем в пище себя ограничивать ― я никак не понимала эту взаимосвязь. И тут я заболела и просто вынуждена была себя ограничить в пище. И до меня доходит ― ты вроде бы тренируешь эту внутреннюю мышцу, говоря себе: "Стоп, тебе нельзя, потому что тебе будет плохо". И потом в отношении какой-то страсти у тебя срабатывает вот этот мышечный навык. Это как физкультура, тебе уже легче отказаться от чего-то, и дело совершенно не в пище. В постной триоде, по которой служится служба, нигде не говорится про еду как таковую. Еда ― это просто упражнение, тренировка навыка оказываться от чего-то. Так же и здесь — ты не грешишь, и душа твоя начинает развиваться правильно", ― рассказывает монахиня.
Умение отказаться от собственных страстей, в том числе и в еде ― это совершенно необходимая духовная практика, причем не только для монаха, констатирует инокиня Иоанна.
Фрагмент беседы с инокиней Иоанной слушайте в аудиозаписи на радио Sputnik Беларусь.
Читайте также:
- Великий пост: что можно есть, а что — нельзя
- Календарь питания в православный Великий пост – 2019