Российская Федерация отвечает на геополитические вызовы и военные угрозы коллективного Запада формированием новых полков. Об этом сообщил 27 февраля министр обороны Сергей Шойгу. И наиболее заметно укрепляется Балтийское направление.
Западный военный округ РФ, где оснащенность войск современным оружием выросла до 54%, будет усилен зенитным ракетным полком мобильного резерва, который на 40% повысит эффективность прикрытия объектов на Балтийском направлении. В составе самой крупной в Вооруженных силах России 20-й общевойсковой армии появятся два новых полка и техническая ракетная база. Балтийский флот прирастет новым танковым полком и еще одним береговым ракетным дивизионом.
Танковый полк Балтийского флота – явление уникальное. В российской истории Северный, Черноморский и Тихоокеанский флоты никогда не имели танковых полков, располагая лишь отдельными танковыми батальонами и ротами. В составе Балтийского флота 1-й танковый полк морской пехоты действовал на завершающем этапе Великой Отечественной войны, менее полугода (декабрь 1944 – май 1945-го). Для Балтийского региона эта историческая параллель не означает обязательного повторения пройденного, но все же позволяет ощутить накал сегодняшней военно-политической обстановки в Восточной Европе.
Так для чего же флоту танковый полк?
Несокрушимая броня
Продолжается развитие системы передового базирования НАТО в странах Балтии, сотни экипажей из 13 стран альянса уже получили навыки полетов в Прибалтике. Такая обстановка в непосредственной близости от российских границ требует наращивания боевого потенциала Балтийского флота и в целом Западного военного округа. России необходимы силы и средства, которые в случае военного конфликта могут эффективно нейтрализовать войска альянса в Восточной Европе.
В сухопутных сражениях танковые соединения являются главной ударной силой, которая используется для решения задач обороны и наступления. Танкисты нацелены на стремительный прорыв укрепленных позиций противника и глубокое проникновение в его тыл. И танковый полк Балтфлота значительно усилит береговые войска, ведь это 1500 военнослужащих, 100 танков (три танковых батальона) и один мотострелковый батальон (42 БМП).
Атака только одного танкового батальона – уже лавина стали и огня, которую не остановит и тактическое ядерное оружие. Танковая броня снижает радиоактивное облучение в сто раз, обеспечивает герметичность и фильтрацию воздуха. В случае применения оружия массового поражения (ядерного или биологического) экипажи могут без вреда для здоровья пересечь эпицентр заражения и выполнить боевую задачу.
Войска НАТО любят отрабатывать на Балтике десантирование на необорудованное побережье. Танковый полк способен встретить и стремительно уничтожить любой, даже численно превосходящий десант противника. При этом никакая авиационная поддержка десант не спасет, танкистов не остановит. Бомбардировочную и штурмовую авиацию противника на Балтийском направлении встретят зенитные подразделения из состава танкового полка, а также средства ПВО большой дальности (ЗРК С-300 и ЗРС С-400), истребительная авиация Западного военного округа.
Появляются новые самолеты и ракетное вооружение, стремительно меняются стратегия и тактика, и все же традиционно на поле боя победу во многом определяют танкисты. Операция принуждения Грузии к миру в августе 2008 года – тому пример. Танковые войска способны в короткий срок отразить наступление противника, разгромить его во встречном бою, нанести мощные удары на большую глубину.
Направление главного удара
Наращивание военного потенциала США и НАТО в странах Балтии разрушает существующую в Европе систему безопасности и вынуждает РФ принимать ответные меры. Именно поэтому в Западном военном округе была сформирована новая танковая армия – впервые за четверть века. Полагаю, танковые войска России ожидает ренессанс на качественно новом, технологически более высоком уровне, и это объективное требование времени.
Дальнейшее развитие боевых возможностей танковых войск продолжается за счет оснащения их более совершенными модификациями танков Т-72Б, Т-80БВ, Т-90М, в которых оптимально сочетаются высокая огневая мощь, маневренность и надежная защита.
Основу танковых войск составляют батальоны, обладающие большой устойчивостью к поражающим факторам ядерного оружия, огневой мощью, высокой подвижностью и маневренностью. Они способны наиболее полно использовать результаты огневого поражения противника, вести активные боевые действия днем и ночью, в отрыве от других войск громить противника во встречных боях, с ходу преодолевать обширные зоны радиоактивного заражения, форсировать водные преграды, оперативно создавать прочную оборону, и успешно противостоять наступлению превосходящих сил противника. То есть в короткие сроки достигать конечных целей.
Ранее в противостоянии с Североатлантическим альянсом советская стратегия предусматривала возможность танкового прорыва до пролива Ла-Манш. Много воды утекло с тех пор, в XXI веке неизбежны коррективы, однако цели блока НАТО по-прежнему противоречат национальным интересам России, требуют эффективной ответной стратегии.
После вывода российских войск из стран Варшавского договора в 1990-х годах Российская армия десятилетиями сокращалась. В начале XXI века западное направление и Москву защищала одна 20-я общевойсковая армия, которая дислоцировалась в нескольких областях Центрального федерального округа. Непросто складывались и судьбы танкистов. Так, 1-я гвардейская танковая армия была расформирована в 1998 году. И если СССР располагал 60 тысячами танков разных модификаций, то Россия в 2009 году имела лишь 20 тысяч машин и ориентир снижения до двух тысяч танков (!). К 2012 году в стране осталось две танковые бригады постоянной готовности (в Центральном и Восточном военных округах) и около 20 отдельных танковых батальонов (по 30-40 танков) в мотострелковых бригадах постоянной готовности. К сожалению, партнеры не оценили проявленное Россией миролюбие – пусть теперь танцуют на граблях.