Посол Исламской Республики Иран в Беларуси Мостафа Овейси дал эксклюзивное интервью Sputnik. Среди поднятых в беседе с дипломатом тем — перспективные проекты, проработка вопросов о поставках нефти в Беларусь, международная повестка дня и другие. Как относится официальный Тегеран к ситуации в мире и видит ли в Минске надежного партнера — читайте в интервью посла на Sputnik.
Рост товарооборота и общие проекты
— Беларусь и Иран связывают многолетние дружественные и взаимовыгодные связи. Какие наиболее перспективные проекты реализуются Минском и Тегераном? Как вы расцениваете уровень политических и экономических контактов между странами?
В экономической сфере за последние два года, помимо проведения 14-го заседания Совместной экономической комиссии (в феврале 2018 года), было проведено несколько совместных встреч между профильными рабочими группами обеих сторон. Такое сотрудничество привело к значительному росту в торгово-экономической сфере, и в свете таких усилий объем товарооборота увеличился более чем в 8-9 раз по сравнению со средним за последние два года. Кроме этого, стороны ведут переговоры о сотрудничестве в фармацевтической и сельскохозяйственной областях, по поставкам говядины и электробусов. Итоги таких переговоров поспособствуют дальнейшему развитию двусторонних отношений, и, таким образом, мы станем свидетелями эффективного шага к достижению поставленной цели по увеличению торгового объема в размере миллиард долларов, которая упоминалась во время встречи спикера парламента с президентом Республики Беларусь господином Лукашенко.
Процессы регионального сотрудничества, такие как Евразийский экономический союз и проекты транспортных коридоров, входят в число других областей, которые наряду с эффективным и постоянным взаимодействием двух стран на различных международных форумах включены в повестку дня многостороннего сотрудничества между двумя странами.
— Стороны в последнее время не раз заявляли о том, что для Беларуси хорошей возможностью могла бы стать переработка нефти из Ирана. Насколько проработаны вопросы логистики по доставке черного золота из Ирана в Беларусь?
— Являясь одним из крупнейших в мире поставщиков нефти, мы всегда ведем переговоры с различными странами, которые заинтересованы в покупке нашей нефти, и, естественно, мы будем поставлять нефть нашим покупателям на определенных рыночных условиях. Вместе с тем стороны Ирана и Беларуси по вопросам нефти за последние несколько лет хорошо познакомились друг с другом и могут легко вести переговоры при такой необходимости.
— Есть ли место в иранской ядерной энергетике для белорусского и российского бизнеса?
— Исламская Республика Иран развивает мирную ядерную деятельность полностью в соответствии с международными стандартами и под эгидой Международного агентства по атомной энергии, и мы достигли самообеспеченности в большей ее части. В основном тендеры в сфере атомной промышленности предоставлены или предоставляются отечественным компаниям. Разумеется, до сих пор среди иностранных компаний "Росатом" и его дочерние компании являются партнерами Организации по атомной энергии Ирана и ее подведомственных учреждений.
С учетом того, что атомная промышленность в Иране развивается с каждым днем, при необходимости в будущем тендеры на инжиниринговые и консалтинговые услуги, включая вторую фазу АЭС Бушер и проекты новых электростанций, также будут доступны для участия иностранных экспертов и компаний.
Продвижение сотрудничества
— Планируются ли в ближайшее время визиты руководства Ирана в Минск и Москву?
— Как вы знаете, Исламская Республика Иран благодаря активной дипломатии в регионе и в мире всегда поддерживала хорошие отношения с разными странами, в том числе со странами-соседями. В случае с Беларусью, учитывая очередность обмена визитами глав двух стран, в настоящее время визит президента Республики Беларусь господина Лукашенко в Иран находится на повестке дня и прорабатывается по дипломатическим каналам. Между тем, также рассматривается возможность использования многосторонних заседаний для встречи лидеров двух стран.
К счастью, процесс конструктивного сотрудничества и взаимодействия между двумя странами продвигается в различных политических, экономических, культурных и научных областях. В течение последних двух лет президенты двух стран и первый вице-президента Ирана с премьер-министром Беларуси встретились в кулуарах саммита ШОС в Сочи (в июне 2018) и китайском Циндао (в ноябре 2017 года), а также был совершен визит спикера Собрания Исламского Совета Ирана во главе парламентской делегации и правительственных лиц в Беларусь.
За этот же период были проведены также различные заседания совместных комиссий между двумя странами, включая 14-е заседание Совместной экономической комиссии в Тегеране (в феврале 2018 года), а также несколько раундов профильных заседаний между рабочими группами в различных областях, в том числе второе заседание рабочей группы по промышленности в Минске и заседание совместной консульской комиссии в Тегеране (в сентябре 2018).
От Сирии до Венесуэлы
— Иран — активный игрок на ближневосточной политической площадке. Каковы перспективы решения сирийской проблемы и доволен ли Иран белорусской позицией по данному вопросу? Как Иран расценивает позицию России, Евросоюза по сирийской проблематике? От кого из стран, играющих важную роль на Ближнем Востоке, в первую очередь зависит регулирование сирийского конфликта?
— Исламская Республика Иран была единственной страной, которая официально и мужественно поддержала народ, армию и законный политический режим в Сирии, основанный на поддержке народа. Официальная позиция Ирана в сирийском кризисе заключалась в том, чтобы остановить военный конфликт и начать политические переговоры для достижения решения, основанного на взаимном согласии.
Мнение о том, что сирийский кризис не имеет военного решения, высказывалось представителями Исламской Республики Иран по политическим вопросам и вопросам безопасности с самого начала кризиса. Но Иран в то же время изо всех сил пытался противостоять очень опасному, такфирическому, насильственному и террористическому течению ИГИЛ*, которое угрожало не только Сирии и Ираку, но и всему региону огнем насилия и убийств.
Исламская Республика Иран, с высокими затратами и преданными мучениками, смогла подавить такфирическое течение ИГИЛ* в регионе. Но разрешение кризиса выходит за рамки подавления террористических течений. Фактически, кризис и внутренние проблемы в Сирии могут быть разрешены только посредством политических договоренностей. Наиболее успешной моделью для решения проблемы являлась международная встреча по Сирии в Астане с участием Турции и России в рамках сохранения территориальной целостности Сирии, и мы считаем, что любое решение по Сирии должно быть без узаконивания терроризма и зависеть от мнения сирийского народа. В этом направлении Исламская Республика Иран на основе объективного и человеческого подхода и в качестве влиятельной страны всегда поддерживала законное правительство и сирийский народ и учитывала планы, которые положат конец кровопролитию и способствуют политическому решению вопроса.
— В настоящее время венесуэльская тема стала одной из ключевых в мире, в контексте венесуэльского вопроса рассматривается позиция ведущих держав по ключевым аспектам геополитики и макроэкономики. Какова позиция Ирана по данной теме и как Тегеран расценивает роль Китая, США, России в этом вопросе?
— Недавние действия США и некоторых стран против Венесуэлы являются нарушением основных норм международного права и Устава Организации Объединенных Наций, в частности принципов невмешательства и суверенитета стран, которые могут нанести ущерб международному порядку. Данный акт может постепенно создать в международной системе неправильную практику того, что могущественные государства могут сомневаться в легитимности других государств и вмешиваться во внутренние дела других стран.
Исламская Республика Иран поддерживает правительство и народ Венесуэлы против любого иностранного вмешательства во внутренние дела или против любых нелегитимных и незаконных действий, включая попытки государственного переворота и антинародные меры. Мы выражаем надежду, что любые политические разногласия в Венесуэле как можно скорее будут разрешены народом и государством этой страны путем применения правовых и мирных решений. К счастью, у Исламской Республики Иран и Республики Беларусь совпадают мнение и позиция по восстановлению стабильности и устранению напряженности в Венесуэле.
— Как в Тегеране расценили то, что власти США ввели санкции против венесуэльской государственной нефтегазовой компании PDVSA? Расценивает ли Иран эту ситуацию как повод еще раз напомнить миру о своей позиции по доллару как валюте для расчетов за нефть и другие стратегические товары?
За последние несколько лет мы работали с разными странами над вопросом вытеснения доллара из взаиморасчетов и получили хорошие результаты, в том числе мы приняли меры по вытеснению доллара в торговых отношениях с могущественной страной Россией. Вместе с ЕС мы также запустили систему INTEX, другими словами систему финансовых транзакций без участия доллара. Мы также недавно подписали хорошее соглашение с Ираком.