Sputnik поговорил с белорусами, богатыми на негативный опыт взаимодействия с телемагазинами: узнали, почему люди решаются на сотрудничество с ними и с какими проблемами в результате сталкиваются.
Примечательно, что многое в ассортименте, представленном в каталогах "магазинов на диване", дублирует товары со страниц сайта Aliexpress: сравнили цены и выяснили, сколько "накручивают" предприимчивые отечественные торговцы.
"Работает только по телевизору"
По словам минчанина Владимира, его главная претензия к телемагазинам – частое несоответствие функционала товара, который отражен в рекламе, с реальным положением дел.
"Постоянно рекламируется "волшебная" кухонная утварь, но работает она, судя по всему, только по телевизору. Мне так запала в память телереклама электроножа, в итоге я его заказал, а он ничего не режет. Такого рода товары требуют проверки – хотя бы чтения обзоров на специальных ресурсах", – уверен он.
Некоторые товары, рассказывает собеседник агентства, ему удается найти только в телемагазинах и на сайте с вещами из Китая; бывают случаи, когда обращаться в первый приходится, просто чтобы сэкономить время.
"Однажды я заказал в телемагазине красные чехлы 17-дюймовые для автомобильных покрышек. Мне перезвонили, сказали, что в нужном мне цвете закончились, но есть черные. На замену согласился и только позже обнаружил, что они не того размера (оказывается, черные изначально были только на 15 дюймов). В общем, консультант меня не оповестил, сам я не проверил, ну а вернуть уже не смог – прошло больше двух недель", – поделился историей мужчина.
Справедливо будет отметить, считает белорус, что "накрутка" цен в отечественных телемагазинах не столь существенная, как, например, в аналогичных российских.
"К примеру, эталонный для телемагазинов товар – кухонный комбайн для измельчения овощей – дороже всего продают в России. А у нас его можно купить почти по той же цене, по какой продают с доставкой из Китая – на треть дешевле", – сравнил мужчина.
Больше Владимир не совершал покупок в телемагазине: если решался на приобретение какой-либо "сомнительной" вещи, заказывал ее на Aliexpress, чтобы выходило дешевле: мужчина уверен, что ассортимент там зачастую схожий.
"Причем цены в телемагазинах бывают или немного выше, или даже такие же. Так что, учитывая, что посылка из Китая может идти два месяца, иногда резонно немного переплатить и получить вещь сразу", – рассуждает он.
"Привлекают выгодными предложениями, которых нет"
По рассказу жительницы облцентра Дарьи, ее мать и вовсе подтолкнули к совершению покупки несуществующей акцией.
"Позвонили из телемагазина: мол, вы у нас что-то когда-то приобрели, а сейчас (только сегодня) действует акция на некоторые виды продукции. Перечислили перечень, а мама взяла и заказала пару товаров. Ей выставили счет в 45 рублей, пообещали выслать заказ спустя какое-то время. В итоге я зашла на сайт, а там никакой акцией и не пахнет, более того, даже обычная цена ниже на 15 рублей", – рассказала собеседница агентства.
По словам девушки, предоплаты продавцы не просили, с покупателями связались лишь, когда посылка была доставлена.
"Оплата должна была осуществиться при получении – наложенным платежом. Когда нам позвонили и сказали идти с деньгами на почту, мы просто отказались. Продавец разозлился, конечно, но продолжения у истории не было", – вспомнила Дарья.
"Иногда привозят нерабочее!"
К слову, жалоб на белорусские телемагазины хватает как на форумах, так и на профильных сайтах-"отзовиках".
"Моя родственница в телемагазинах чего только не покупала. И вот теперь опять купила что-то, привезли, а оно не работает толком. Позвонила, чтобы вернуть, ей предложили самой привезти куда-то к черту на куличики. Она и на звонки телефонные всегда откликается, есть ведь просто люди такие – "идеальные клиенты". Сами виноваты, конечно, но это не значит, что не надо бороться с нечестными торговцами", – поделилась мнением минчанка Мария.
В некоторых случаях к белорусам приезжают даже и вовсе не пригодные для использования товары.
"Отец друга увидел рекламу часов с кукушкой, решил их заказать. Пришла посылка, они ее оплатили, забрали, а собрать часы не смогли: инструкции в комплекте не оказалось. Попросили меня помочь, я открываю коробку и понимаю, что в ней куча всякой ерунды, детали друг к другу не подходят даже по размеру и штекерам. Разводят простых людей", – возмутился один из участников дискуссии на популярном форуме.
Большая разница? Стоимость товаров в телемагазине и на Aliexpress
К слову, при сравнении цены на одни и те же или аналогичные товары в белорусских телемагазинах и на популярном китайском сайте цифры могут как отличаться разительно, так и не отличаться вовсе.
Так, например, электронный измельчитель – аналог кухонного комбайна – с одинаковым предназначением и идентичными характеристиками в отечественном телемагазине обойдется в 50 рублей, в то время как заказать его с доставкой из Китая можно примерно за 40.
Абсолютно одинаковые двусторонние сковороды продают по 50 рублей и там, и там. Бриджи для похудения в телемагазине предлагают за 24 рубля, цена на сайте с китайскими товарами стартует всего от 9 рублей. А стоимость одинаковой магнитной москитной сетки на дверной проем различается всего на один рубль.
Электронное приспособление для уборки можно купить в Беларуси и заказать издалека за 30 рублей. А вот цена на грелку-вибромассажер различается почти вдвое: 80 рублей против 42. Аналогичным образом разнятся цены на абсолютно одинаковый водонагреватель с индикатором температуры. А мини-кондиционер из Китая будет стоит около 40 рублей, из телемагазина его же привезут за 70.
Общество защиты потребителей: покупки лучше совершать лично
Некоторые белорусы после неудачного сотрудничества с телемагазинами обращаются за советом в Белорусское общество защиты потребителей, рассказала Sputnik его председатель Анна Суша.
Одним не удается вернуть неугодный товар из-за банального отсутствия контактов с продавцом; другие жалуются на несоответствие заказанного товара полученному. К слову, импульсивно согласившись на заказ по телефону, получать необязательно: если потребитель решил, что вещь ему не нужна, он вполне может ее не оплачивать.
"В таких случаях мы советуем просто не забирать товар в почтовом отделении. В случае отказа потребитель ничего не нарушает: через определенное время посылка вернется отправителю", – пояснила эксперт.
По мнению Анны Суша, при наличии возможности всегда лучше покупать вещи лично: так этот процесс происходит более осознанно.
"Белорусские потребители пока не научились совершать покупки дистанционно, а продавец, разумеется, заинтересован в получении прибыли. Нельзя приобретать вещи спонтанно: задумываться нужно не только о целесообразности покупки, но и о своей возможности в случае чего вернуть купленное. Кроме того, только лично товар можно должным образом проверить, примерить, если это одежда или обувь", – советует председатель Белорусского общества защиты потребителей.