На несколько дней Минск предоставил свои подмостки российским актерам – в рамках Петербургского театрального сезона пять именитых театров представили белорусскому зрителю столько же постановок.
Фестиваль гастролирует по миру уже 12 лет и готовит новую особенную программу для каждой страны. Как рассказал художественный руководитель фестиваля Виктор Минков, в Хельсинки возили авангардные постановки, а Милану хотелось театральной классики. Для белорусов организаторы подготовили разноплановую программу, чтобы "показать жанровый срез".
Центром фестиваля в каждом городе становится национальный театр, поэтому в белорусской столице выбор пал на Национальный академический театр Янки Купалы. Тем более что здесь питерских коллег принимают не впервые, да и худрука Купаловского Николая Пинигина с Санкт-Петербургом связывает не просто дружба, а целое десятилетие полноценной творческой жизни.
Здравствуйте, мадам
Открылся фестиваль постановкой театра "Русская антреприза" им. А. Миронова "Мадам Бовари", билеты на которую минчане раскупили буквально за неделю. Премьера сценической фантазии по мотивам романа Гюстава Флобера на питерской сцене прошла еще в декабре 2013 года и только сейчас доехала до Минска.
Режиссер Андрий Жолдак привык эпатировать публику, поэтому главным материалом сделал не дотошный текст французского прозаика, а ассоциации, связанные с Эммой Бовари и ее поступками. Он фантазирует о том, какой может быть знаменитая госпожа в настоящем, поэтому на сцене появляются сразу две Эммы – современная в исполнении Полины Толстун и из XIX века в исполнении Елены Калининой.
Кроме привычной сюжетной линии, где жена врача Шарля пытается скрыться от провинциальной рутины в объятиях многочисленных любовников, Жолдак добавил свою, в которой боги рассуждают о квантово-молекулярном проекте галактики. Именно они и заражают Эмму Бовари "бациллой любви".
Воплотить задумку в жизнь помогает народный артист России Валерий Дегтярь и артисты театра "Русская антреприза" Алексей Морозов, Михаил Драгунов, Полина Дудкина и Рита Бахарева.
"Бред накуренного режиссера"
На пресс-конференции перед открытием фестиваля организаторы отзывались о спектакле интригующе: "Это будет взрыв мозга". Масла в огонь любопытства подливала актриса Елена Калинина. По ее словам, эта роль выматывает не только эмоционально, но и физически. "Кто-то скажет, что это постановка – бред накуренного режиссера, а кто-то найдет в ней что-то свое. После премьеры в Грузии зал буквально взорвался. Одна женщина сказала, что эта постановка изменила ее личную жизнь, потому что она прямо перед свадьбой решилась бросить нелюбимого мужчину", – рассказала Калинина.
Спектакль получился действительно ярким и пылким. Постановка строится на ураганных эмоциях главной героини, которые буквально заставляют вибрировать театральное пространство. Она мечется по сцене, лезет на дверь от переполняющих эмоций, меняет наряды, танцует и поет. Зритель едва успевает улавливать ежеминутные метаморфозы, которые происходят с главной героиней на протяжении трехчасовой постановки.
Перчинкой и ярким, запоминающимся становятся натуралистичные любовные сцены и альтернативный рок от композитора Сергея Патраманского.
Постановка действительно получилась интересной, но обещанного "выноса мозга", к сожалению, не случилось. Что должно, по задумке организаторов фестиваля, так впечатлить белорусского зрителя: курлыканье актрисы в унисон с улетающими на юг птицами или игра некоторых персонажей на несуществующей гитаре? Это останется загадкой.
Повторюсь: Эмма заражена любовной бациллой. Зрители в буквальном смысле слова оказываются внутри воспаленного сознания главной героини, поэтому ни лиса, ни солнцезащитные очки, ни даже деревянный, как для могилы, крест не кажутся странными.
Возможно, закаленная белорусская публика спокойно воспринимает любые режиссерские странности, и ее сложно удивить. Не исключено, что частично режиссерские метафоры остались непонятными, но от этого спектакль не станет более взрывоопасным.
Мужчинам вход воспрещен
Хочется обойтись без ярлыков, но после просмотра не покидает ощущение, что спектакль получился очень женским, как и сам роман Флобера. Ярко, эмоционально, но "для девочек".
Современные мужчины, даже с учетом их возрастающей чувствительности и прочих суперспособностей, едва ли смогут до конца оценить метания знаменитой француженки. Любовная истерия Эммы Бовари вряд ли изменит сознание мужской половины зала, хотя и может заинтересовать с точки зрения искусства.
Велика вероятность, что некоторые белоруски в лице госпожи Бовари узнали себя и прочувствовали эмоции, которые так умело передали Калинина и Толстун. Остается только надеяться, что, несмотря на это, никаких решительных шагов в своей личной жизни они предпринимать не станут: в Беларуси и так все плохо с рождаемостью.