Монастырь, давший в свое время приют великому князю литовскому Войшелку, который приходился сыном основателю средневековой державы Миндовгу, живет тихой и размеренной жизнью, как и положено православной обители.
В этом году ученые в ходе экспедиции нашли каменные кресты, которые, вероятно, были установлены во времена Войшелка, тогда во второй половине XIII века монастырь был одним из важнейших центров православия на белорусских землях.
Свое название он получил, вероятнее всего, от имени Лавр, которое дали Войшелку после принятия пострига на Волыни. Считается, что именно великий князь литовский и основал по возвращении обитель. Как восстанавливается Свято-Елисеевский мужской монастырь, узнал корреспондент Sputnik Станислав Андросик.
Древняя и молодая обитель
Сейчас дорога в монастырь идет через небольшие живописные деревни в Новогрудском районе, а местный пейзаж даже напоминает уменьшенную копию Швейцарии. И только развалины дворца некогда могущественного рода Хрептовичей в Щорсах говорят о том, что когда-то здесь бурно кипели исторические события.
Обитель находится на берегу Немана и во время весеннего половодья превращается в самый настоящий остров: чтобы попасть на территорию, нужно проехать по большому деревянному мосту, который, кстати, построили военные инженеры. Сейчас в обители вовсю идут строительные работы, но это не мешает принимать множество паломников, которые прибывают посмотреть на возрожденный монастырь в Лавришево.
"Вообще монастырь впервые упоминается в Ипатьевской летописи в 1225 году. Еще одним важным событием в жизни обители является 5 ноября 1250 года. Это день, когда умер основатель монастыря преподобный Елисей. Два этих события занимают особое место, потому что от них выстраивается цепочка истории", — рассказал наместник Свято-Елисеевского мужского монастыря игумен Евсевий.
В церковной традиции принято считать, что основателем монастыря является преподобный Елисей, который был сыном князя Тройденя. Затем существенный вклад в развитие обители внес князь Войшелк.
Драматичным для обители стало нашествие монголо-татар, когда Лавришевский монастырь был разрушен. Правда, отец Евсевий говорит, что, несмотря на это, монахи восстанавливали его раз за разом.
Тысячи паломников
"На сегодняшний день мы в четвертый раз возрождаем обитель. Официально само возрождение началось в 2007 году, когда мы вернули статус монастыря. Это значит, что жизнь в обители идет по всем правилам", — пояснил наместник Лавришевского монастыря.
В последний раз жизнь обители прерывалась в годы Первой мировой войны. Тогда община монахов пыталась организовать жизнь монастыря, но боевые действия вынудили их покинуть его. По возвращении братья обнаружили здесь лишь развалины.
В 1914 году на территории монастыря был возведен храм в честь пророка Илии. Сейчас на том же самом месте возведена новая церковь, которую могут посетить паломники и все желающие.
"Последним насельником монастыря в дореволюционные годы был иеромонах Донат. Люди и после разрушения обители приходили сюда с ежегодными крестными ходами, чтобы чествовать монастырь. В 1997 году митрополит Филарет освятил фундамент храма, будущего монастыря. Уже в 2000 году он был построен и там стали совершать богослужения", — рассказал отец Евсевий.
Сейчас в Свято-Елисеевском мужском монастыре братии насчитывается 10 человек, в числе которых пятеро монахов и пятеро послушников. Люди, постоянно живущие в монастыре, обитают в Доме милосердия, там же располагаются и паломники. Богослужения проходят в храме в честь преподобного Елисея Лавришевского.
В монастыре имеется еще один особый храм-купель, где совершается крещение и люди окунаются в освященную воду. Счет паломников идет на тысячи в году, а службы в выходные дни посещают сотни верующих.
Пламя как маяк
"Распространению информации о монастыре поспособствовал пожар, который произошел в 2008 году. На месте памятника преподобному Елисею тогда стоял небольшой корпус, и он сгорел. В прессе разошлась информация о монастыре", — поделился воспоминаниями наместник.
Так получилось, что беда стала "сигнальным огоньком, который возвестил о монастыре. С этого все началось, и появилось намерение построить более капитальное сооружение".
После этого события, как признается игумен Евсевий, появился не только проект обители, но и стратегическое видение, как развиваться дальше.
Сюда постоянно прибывают паломники, и некоторые, кто хотел побыть всего пару дней, проживают уже более пяти лет. "Это не значит, что он привязан к месту. Судьба его привела, и он сам решит, когда отсюда уехать", — подчеркнул наместник.
Монахи не сидят без дела
После пожара, который стал своеобразной отправной точкой в очередном возрождении, монастырю помощь оказывают не только государство и простые верующие, но и частные структуры, которые жертвуют средства.
"Мы тоже не сидим сложа руки. У нас есть свое хозяйство, пчеловодство, свои 7 гектаров земли, где выращивается сельхозпродукция, сады. С фермы мы получаем молочные продукты, которые и сами кушаем, и с другими делимся", — сказал игумен Евсевий.
Монахи собственными руками в близлежащей пуще собирают травы, из которых потом делают мази, кремы и мыло. Приобрести их можно на церковных выставках или во время паломничества в монастырь.
"При обители есть братство, которое включает в себя мужчин и женщин. Они живут в близлежащих деревнях и работают при монастыре. Это и агроном, и бухгалтер, и механик. Вообще работой обеспечены несколько десятков местных жителей", — подчеркнул наместник.
Так получается, что монахи исполняют свою роль: выполняют послушания, молятся и работают. В помощь им приходят люди, которые фактически являются наемными работниками. Вот такая взаимосвязь и польза получается.
Особой гордостью игумена является то, что монахи не пытаются в своем деле или ремесле кому-то подражать, а находят собственные рецепты и для хлеба, в том числе и старинные.
Православный туризм
"У нас есть возможность активно отдохнуть. Мы предлагаем православным семьям у нас остановиться на время отпуска. В программе есть участие в богослужениях, посещение замков в Новогрудке, Несвиже и Мире", — рассказал игумен Евсевий.
Потом добавляет, что желающие могут пойти в пущу пособирать ягоды и грибы, а на реке половить рыбу. Причем любой человек сам может определить для себя продолжительность программы от одного дня до целой недели.
У монастыря есть собственная гостиница, где располагаются семьи паломников, в том числе с детьми, а также желающие просто отдохнуть. Приезжают в обитель люди со всего мира: России, Германии и даже Ирана.
"Знаете, чего люди ищут больше всего? Тишины. Монастырь и должен быть таким – вдалеке от цивилизации, где человек может уединиться. Здесь он может подумать о себе, подумать о вечности", — подытожил наместник монастыря.