Новогрудок был первой столицей Великого Княжества Литовского, и христианизация балтских племен, которые в XIII веке продолжали исповедовать язычество, шла постепенно.
Одним из центров распространения христианства на территории современной Беларуси был Лавришевский монастырь, основанный Войшелком, великим князем литовским в 1264-1267 годах. Название свое обитель получила, по одной из версий, от имени Лавриш (Лаврентий), полученного Войшелком при постриге в монахи на Волыни.
Именно для этого монастыря было создано известнейшее Лавришевское евангелие – прекрасный пример рукописной иллюстрированной книги в средневековой Беларуси. Это еще одно свидетельство в пользу того, что во второй половине XIII века Лавришево играло огромную роль в политической и духовной жизни Великого Княжества Литовского.
Одна из самых ранних христианских обителей в Беларуси сейчас известна как Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь. Неудивительно, что монастырь, который насчитывает восемь столетий истории, привлек внимание ученых. Что нашли исследователи во время экспедиции в этом году, выяснил корреспондент Sputnik Станислав Андросик.
Каменные кресты
Белорусские ученые проводят экспедиции в Лавришевском монастыре ежегодно с 2011 года. В прошлом году археологи работали на участке старого монастырского кладбища, где раньше стояла маленькая церковь, и найденный фундамент говорит о том, что это средневековый храм.
"Когда мы нашли этот фундамент, из монастыря поступила информация, что в соседней деревне Гнесичи на кладбище тоже когда-то была часовня или маленькая церковь", – рассказал сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси Тельман Маслюков.
В этом году перед экспедицией была исследована территория в Гнесичах, и вначале был найден один каменный крест. Затем, уже в ходе экспедиции, буквально в двух метрах был найден и второй.
"Сейчас они находятся на территории монастыря и доступны для паломников. Конечно, они будут оформлены как памятники истории", – рассказал руководитель экспедиции.
Трудности датировки
Правда, ученые столкнулись с одной небольшой проблемой. Дело в том, что любое изделие из природного материала, даже камня, очень сложно датировать, то есть определить его возраст.
Например, если находят фундамент средневекового здания, то ученые, которые являются профессионалами в этом деле, знают, как с ходом времени менялись их внешний вид и технологии.
"На сегодняшний день нет методики датирования каменных крестов. На территории всей Восточной Европы есть только один крест с точной датой. Он находится в Тверском музее. На нем просто высечена дата: 1133 год. Этот камень был установлен в XII веке в память о работе, проведенной для углубления русла Волги", – уточнил Тельман Маслюков.
Во всех остальных случаях ученые датируют кресты либо по историческому контексту находок, то есть по тому, что о них известно, либо по форме креста.
Кресты, найденные в Гнесичах, выглядят архаично, то есть мастера, которые их делали, не владели в совершенстве технологией обработки камня. Инструменты, применявшиеся при их обработке, не позволили сделать их окончания прямоугольными.
"Найденные нами кресты имеют округлые концы, что говорит о том, что они достаточно ранние. Полагаю, что эти кресты относятся к периоду XIII-XV столетий. Как раз к тому времени, когда в XIII веке был основан Лавришевский монастырь", – предположил исследователь.
В это время, как раз по течению реки Неман, шел процесс христианизации живших здесь балтов. В то время славяне в Понеманье представляли собой в основном городское население и прошли через христианизацию значительно раньше. Вероятно, по мере крещения балтов такие каменные кресты ставились в память о событии.
"Геолог дал предварительное заключение, что один крест сделан из кварцитового песчаника, а второй – из камня, который называется песчано-гравийно-галечный конгломерат. Это мягкие породы камня, которые обрабатывать легче, чем гранит", – сказал Тельман Маслюков.
В окрестностях Лавришево такие породы камня исследователям не попадались, из чего экспедиция сделала вывод, что камень для будущих крестов мог быть доставлен по реке Неман.
Возле одного из крестов обнаружили фрагмент керамического сосуда, который Институтом истории Академии наук достоверно датирован XIV веком.
"Это говорит о том, что еще в Средневековье это место, видимо, было отведено под строительство небольшой церкви. Фрагмент сосуда этому является прямым подтверждением, а значит, и кресты там, возможно, стояли уже в это время", – считает сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси.
Кресты как напоминание
Всего на территории Беларуси известно порядка 150 каменных крестов. Причем если бы они были погребальными, то их, естественно, было бы значительно больше.
Это говорит в пользу того, что на белорусских землях каменные кресты чаще выполняли мемориальную функцию: как памятник, который напоминал о важнейших событиях.
"Кресты ставились в те времена, когда храмов еще было мало, и возле таких каменных изваяний проводились богослужения. Позднее на таких местах строили церкви", – отметил Тельман Маслюков.
Вообще родоначальницей традиции устанавливать кресты на Руси была великая княгиня киевская Ольга, которая первой из восточнославянских представителей элиты приняла христианство. Впоследствии ее внуку – великому князю киевскому Владимиру – суждено было стать крестителем всей Руси.
В летописи упоминаются кресты, установленные Ольгой. Зная, что "Повесть временных лет" была написана в первой трети XII века, а кресты ставились киевской княгиней в середине X века, легко догадаться, что будь они деревянными, а не каменными, они вряд ли сохранились бы до современников Нестора-летописца.
Кресты Войшелка
Самыми известными каменными крестами в Беларуси до сегодняшнего дня являются туровские. Существует легенда, что они приплыли против течения Припяти в Туров из самого Киева.
Таким аллегорическим образом в памяти поколений сохранился тот факт, что и само христианство пришло в Туровское княжество из Киева, который первым на Руси принял новую веру.
"Кресты, найденные в Гнесичах, вероятнее всего, связаны с деятельностью монастыря. Эта деревня входила в состав земель, принадлежавших обители. Монастырь мог установить кресты после христианизации балтского населения в этой местности еще до возведения церкви", – предположил Тельман Маслюков.
Значительность этого места подтверждает находка сразу двух крестов, что характерно только для таких важных центров, как Туров. Поэтому можно судить, что Лавришевский монастырь также был в это время важным православным центром.
"Поэтому нельзя исключать, что найденные кресты относятся к XIII веку и времени, когда в монастыре жил князь Войшелк. Правда, пока точную дату наука установить не может, потому что еще нет такой методики", – резюмировал сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси.
Читайте также:
Славяне с Дуная заселяли север Беларуси?
Родиной для всех славян является белорусское Полесье?
Костяную флейту возрастом 4,5 тысячи лет нашли белорусские археологи
Коллекция монет и кладов: в Минске появился еще один музей