Создать цифровую карту старейшего коммунального кладбища Беларуси решил гид-переводчик из Минска Андрей Бурденков. Уже больше двух месяцев в свободное от работы время он приезжает в Гродно, чтобы чистить от зарослей старые надгробия и фотографировать их. Зачем — узнавала корреспондент Sputnik Инна Гришук.
Подтолкнула история с Военным кладбищем
Начать работы по оцифровке старого католического Фарного кладбища в Гродно Андрея Бурденкова подтолкнула ситуация с минским Военным кладбищем, на котором в начале лета старые надгробия, за которыми долгое время не ухаживают родственники, начали заменять типовыми надголовниками.
Бурденков много слышал и читал об уникальном гродненском некрополе и решил: не исключено, что подобное решение о замене надгробий могут принять и по нему. Ведь официально некрополь по улице Антонова в Гродно не находится под особой охраной государства и Министерства культуры.
При этом, кладбище является самым старым коммунальным в стране, входит в десятку самых посещаемых туристами мест в Гродно, здесь есть много надгробий, которые заслуживают находиться в списке историко-культурного наследия Беларуси. Чтобы само кладбище включили в такой список, уже несколько лет добивается гродненский историк Андрей Вашкевич, но результатов пока нет.
"В Беларуси могилы считаются частной собственностью, убирать территорию вокруг них должны родственники. Но если в течение двух лет никто не заботится о надгробии, оно, по примеру Военного кладбища, может быть заменено бездушным во всех смыслах маркером — каменным квадратиком", — рассуждает Бурденков и добавляет: "Такой квадратик, поставленный вместо шикарных, хоть и обветшавших крестов и надгробий, явно не приведет в восторг туристов".
Джунгли на могилках
Когда Бурденков приехал на гродненское Фарное кладбище, увидел, что большинство старинных могил спрятаны за высокими кустарниками, зарослями травы и бурьяна. Растительность так густо закрыла могилы, что к ним невозможно было подойти, не говоря о том, чтобы нормально их сфотографировать или вообще найти их. Такой вид старинного некрополя в центре Гродно парня не удивил.
"Я гид-переводчик, работаю с иностранными туристами, часто приходится бывать на старинных кладбищах. И, судя по состоянию, в котором находятся большинство из них, могу точно сказать, что до Европы нам еще очень далеко", — делится собеседник.
В подобном запустении несколько лет назад он застал старинное католическое кладбище в центре Новогрудка, захоронение с великолепными надгробиями в Налибоках и в других уголках страны.
Он решил, что должен не только сфотографировать могилы и перенести их в онлайн-базу, но и навести порядок на территории некрополя — срубить заросли и скосить траву. Работы начались в июле и продолжаются до сих пор.
"Захотелось не просто раздвинуть ветки и сфотографировать надгробия, но и сделать уборку территории. Налет старины, конечно, имеет свой шарм, но должен же быть здравый баланс между стариной и джунглями", — поясняет Бурденков.
Программа "привязывает" могилу к карте
Когда определенный участок очищен от зарослей, Андрей приступает к оцифровке надгробий. Для этого он использует специальное мобильное приложение, которое разработано по его заказу. Нужно зайти в приложение через мобильный телефон и сделать фото. Программа автоматически определяет координаты расположения надгробия с точностью до четырех метров и "привязывает" его к нужному месту на карте.
На онлайн-карте пользователь сможет увидеть снимки могилы, привязку к карте, информацию, которую удалось расшифровать, — фамилию и имя, даты рождения и смерти, возможно, текстовый или аудиокомментарий.
"Этого достаточно, чтобы иностранец, приехавший в Гродно по безвизовому режиму, смог самостоятельно найти и посетить могилу усопшего родственника. И не ходил по зарослям в поисках нужного надгробия", — объясняет Андрей.
Такое хобби — фотографировать старинные могилы
На вопрос: "Зачем вам это нужно?", Андрей говорит, что сам уже давно пытается сформулировать ответ. Давняя страсть к старине случайно переросла в необычное хобби — фотографировать старинные надгробия. Несколько лет назад он решил создать онлайн-базу довоенных кладбищ страны с точными координатами и оставить ее в открытом доступе. Гродненский некрополь — двадцать пятый по счету.
Сейчас онлайн-базу можно найти на сайте graves.by, здесь представлена информация и фото более чем шести тысяч могил и имена почти восьми тысяч человек. Эта информация собиралась почти четыре года. В основном в свободное от работы время. Нередко во время таких поездок парню приходилось фотографировать могилы до наступления темноты, а затем ночевать в машине рядом с кладбищем.
Андрей показывает старинный кованый крест, который был спрятан в зарослях бурьяна на гродненском некрополе.
"Этот крест очень красивый, но безымянный. Возможно, кто-то из родственников увидит его в базе и узнает", — приводит пример Андрей. Он вспоминает историю, когда на него вышел эстонец, обнаруживший виртуальную могилу друга своего деда на кладбище в Уручье, которая была оцифрована в 2013 году и одной из первых появилась в базе.
Для кого виртуальный некрополь?
По его словам, с одной стороны, базу данных он планирует оставить в открытом бесплатном доступе. Это значит, что информацией смогут воспользоваться потомки многочисленных иммигрировавших гродненцев, которые сейчас живут в разных уголках мира и, возможно, интересуются предками.
"Любой человек, не выезжая из Техаса, Нью-Йорка и любого уголка мира сможет найти могилу предков", — добавляет собеседник Sputnik.
Именно для этих целей создается и виртуальный гродненский некрополь — чтобы каждый желающий смог ввести в поисковике имя погребенного здесь человека, найти точные координаты могилки и при желании приехать к ней.
С другой стороны, он хочет сохранить старинное кладбище, зафиксировать интересные памятники XVII-XIX веков и создать виртуальную копию надгробий, многие из которых похожи на произведения искусства.
"Ведь сейчас реставрировать мы их не сможем — ни у кого нет таких денег. Но возможно, в будущем кто-то сможет этим заняться", — добавляет Бурденков.
Парень ищет помощников
Работы по оцифровке католической части старого кладбища по Антонова должны закончиться до октября. К этому времени Бурденков планирует вырубить заросли и сфотографировать большинство могил — в основном те, на которых есть надписи и которые представляют историческую и художественную ценность.
В идеале парень хотел, чтобы ему на помощь пришли гродненцы, но за все лето отозвалось не больше десятка желающих. Поэтому в основном Бурденков работает один или в паре со своим гродненским знакомым. Срубленные ветки измельчают в специальной машине, а из крошек делают новую тропинку.
С каждым разом территория некрополя преображается, но работы идут не так быстро, как планировалось. Не хватает рабочих рук — людей с желанием помочь, с косами или острыми ножницами, которые помогут вырубить заглушивший надгробия кустарник. Желающие смогут найти информацию о графике уборки в открытой группе.
"Не для себя, а для туристов"
"Кто-то не приходит, потому что думает, что я создаю эту онлайн-базу, чтобы деньги зарабатывать, что ко мне косяками туристы пойдут. Они как раз таки не пойдут, потому что база будет в открытом доступе. Люди возьмут координаты и сами приедут в Гродно. Этот проект более выгоден городу Гродно, чем мне, потому что у туристов появится повод приехать в Гродно, кроме кладбища, посетить и другие места", — рассуждает Андрей.
Парень уверен, что на будущие желательно найти добровольцев, которые каждый год будут поддерживать порядок на территории некрополя. Ведь кладбище и сейчас посещают иностранные туристы. А когда появится полноценная онлайн-база гродненских захоронений, они начнут еще более активно посещать старинный некрополь.