Старое гродненское кладбище считается самым интересным и самым старым некрополем в Беларуси, но одновременно самым противоречивым — в туристический сезон днем сюда часто приезжают группы туристов, а по ночам свободно и безнаказанно орудуют мародеры.
Корреспондент Sputnik Инна Гришук прогулялась по улочкам гродненского некрополя и узнала, чем этот "город мертвых" интересен живым и почему так требует защиты государства.
Радуница Живая и Мертвая: кто первым придет на кладбище, получит благословение
Почему туристов тянет на погост
"Православные относятся к кладбищам как к месту скорби. Встречаются здесь на Радуницу, а в остальное время приходят оплакать умерших. Для католиков это некрополь — город мертвых, придя в который люди могут подумать о скоротечности жизни и о себе самих", — рассуждает гродненский историк Андрей Вашкевич.
Солнечным утром мы сидим на лавочке среди могил и размышляем о смысле жизни и о том, как смертность человека повлияла на развитие цивилизации.
Перед нами раскинулось почти три гектара земли в самом центре Гродно, которые плотно покрыты захоронениями, украшенными порой очень необычными надгробиями. Отсюда до автовокзала или Советской площади — 10 минут пешком, но местные мало что знают о ценности этого кладбища и уж тем более не заходят сюда погулять.
Собеседник Sputnik признается, что через пару недель он будет приезжать сюда по несколько раз в неделю. Для польских, литовских и западноевропейских туристов католическая часть старого гродненского кладбища — обязательный пункт экскурсионной программы.
После посещения Коложской церкви, Старого и Нового замков и Советской площади туристы обязательно на 20-30 минут заходят на кладбище. В Гродно оно входит в десятку самых привлекательных для туристов объектов.
"И не только потому, что здесь похоронена польская писательница и общественный деятель Элиза Ожешко. Они понимают, что это важное и достойное место с точки зрения культуры", — поясняет Вашкевич.
Самый старый некрополь страны
Официально гродненский некрополь по улице Антонова признан самым старым коммунальным кладбищем Беларуси. Его открыли весной 1792 года как городское общественное католическое кладбище, с тех пор здесь продолжают подзахоранивать умерших.
"Есть отдельные сохранившиеся захоронения XVIII века в других городах, но чтобы было создано целое кладбище — такого нет", — уточнил Вашкевич.
До основания коммунального кладбища гродненцы хоронили своих близких вокруг храмов прямо в городе — вокруг Коложи, Фары Витовта, Бернардинского костела и других. Но вскоре это начало создавать проблемы — захоронения грозили эпидемиями, а также занимали много места. Было решено закрыть мелкие кладбища, а вместо них основать городские за чертой города.
Старое кладбище было создано первым, считалось католическим и принадлежало Фарному приходу. Лишь спустя 100 лет здесь начали хоронить православных. Сейчас некрополь состоит из двух частей — православной и католической, которые соединены в единый комплекс. Иногда его называют "Фарным", "Старым" или "на Антонова". Хотя формально кладбище находится на улице Пригородная.
"Тут можно проследить этно-конфессиональную ситуацию в городе. Православная часть сейчас больше — в основном, за счет послевоенных захоронений. Там много советских могил, так как в 50-70-е годы это было главное кладбище Гродно", — добавил собеседник Sputnik.
На могилах не экономили
Чтобы понять всю ценность гродненского старого кладбища, достаточно сравнить его с Повонзковским кладбищем в Варшаве, Раковицким в Кракове, Лычаковским во Львове, Рокко в Вильнюсе. Это комплекс самых старых сохранившихся некрополей бывшей Речи Посполитой.
Гродненский некрополь интересен еще и тем, то здесь можно повстречать намного больше интересных архитектурных жемчужин, чем в самом городе.
"Гродно, в отличие от Львова или Вильно, не был богатым городом. На зданиях редко встретишь декоративные украшения и лепнину. Здесь нет атлантов, которые поддерживают балконы. Но на гродненском кладбище мастера могли развернуться в полной мере. Заказчики не экономили на надгробиях", — объяснил Вашкевич.
Здесь можно найти надгробия в стиле романтизма, эклектики, конструктивизма. Памятники более состоятельные горожане заказывали у самых известных мастеров Европы. Среди них есть и гродненские фамилии.
Каменные сады и фотошоп на мраморе
Среди них — мастер Болеслав Шишкевич, который делал надгробия из песчаника. Каждое — произведение искусства, их еще называют каменными садами.
Мастер прожил всего 29 лет, умер от туберкулеза. Зная скорую кончину, сам сделал себе памятник. Сверху — Муза, на постаменте мраморный бюст, различные христианские символы.
Мастера Юзефа Заборовского историк в шутку называет мастером фотошопа. Его авторский стиль — использовать несколько шрифтов при подписи надгробия. На одной могиле мы насчитали 9 шрифтов.
Многие надгробия имеют богатую декорацию, которая повторяется от памятника к памятнику. Это символы креста, сердца, якоря, факелов, венков самшита, вьющегося плюща и папоротника.
По словам Вашкевича, на кладбище можно увидеть много различных символов — например, символ вечной жизни венок самшита. Порой по просьбе учителей историк проводит здесь выездные уроки по мировой художественной культуре для школьников, показывает и объясняет классические христианские символы на надгробиях.
Довольно часто можно видеть надгробия в форме дуба с обрубленными ветками — это символ окончившейся человеческой жизни. Дубовые листочки на них — как надежда не вечную жизнь.
Одно время была мода писать на памятниках длинные эпитафии. С конца XVIII века появляются медальоны с фотографиями, по которым можно проследить развитие фотоискусства в Гродно.
Здесь можно встретить памятники в виде толстых колонн, кирпичных пирамид, больших и малых гробниц, украшенных изящными статуэтками, коваными крестами, есть даже отлитые из железа надгробия.
Как защитить город мертвых от мародеров?
"Ранняя весна — самое лучшее время для прогулки здесь. Еще не все заросло травой, и можно увидеть, какие детали с надгробий или кресты пропали, какие памятники разрушились или упали", — признается Вашкевич и достает фотоаппарат, чтобы снять старую могилу, которая не перенесла зиму.
Он объясняет причину такой заботы: "Крест упал, а значит, есть большая вероятность, что следующей весной, а может, уже и в ближайшие месяцы его не станет. Его могут забрать и сдать на металл".
Действительно, состояние кладбища плачевное. Могилы разрушаются от старости, а проблема их сохранности не решена. Нет хорошей охраны и видеонаблюдения, поэтому случаи воровства в последние годы стали чаще. Многие из них остаются безнаказанными, потому что у 150-летних могил нет хозяев.
Ситуация такова. Территорией и покосом травы между могилами занимается городское ЖКХ. За современными могилками ухаживают родственники усопших, а за самыми старыми надгробиями XVIII-XIX века, которые считаются наиболее ценными, — никто.
Два года назад местные историки пытались добиться, чтобы старое кладбище в Гродно внесли в Республиканский список историко-культурного наследия Беларуси, но получили отказ. Причина — здесь слишком много объектов, которые находятся в очень плохом состоянии, поэтому охранять нечего.
"При этом Кальварийскому кладбищу в Минске, Тришинскому в Бресте, Польскому в Могилеве придан статус историко-культурного наследия. Хотя они менее старые и менее ценные, чем гродненское", — добавил Вашкевич.
Сейчас одна из главных задач — это описать кладбище и его ценные захоронения. В этом случае станет проще искать деньги на реставрацию памятников, в том числе и за счет иностранных грантов.
Но это станет возможным, если кладбище сделают отдельной административной единицей — с руководителем и хотя бы двумя научными сотрудниками. А статус историко-культурной ценности поможет организовать серьезную охрану кладбища, которая не допустит мародеров на его территорию.