Что и говорить, Международный олимпийский день войдет в историю белорусского биатлона, несмотря на то, что он отпразднован в летний день 2 июня.
Все потому, что олимпийская чемпионка-2018 в эстафете и бронзовый призер предыдущих Белых игр-2014 в гонке на 15 километров Надежда Скардино хоть и приехала в Раубичи, но только для того, чтобы объявить о завершении своей карьеры. Для колумниста Sputnik Руслана Васильева такое решение старожила белорусской сборной оказалось и ожидаемым, и ошеломительным одновременно.
Хлипкая мотивация
Будем честны. Мотивация продолжать карьеру у Надежды была, мягко говоря, хлипкой. Точнее, очень хлипкой. Ибо все в прошедшем олимпийском сезоне сложилось для нее столь замечательно, что она только ставила галочки в списке "мои мечты", итожа их словом, писанным большими буквами: "ДОСТИГЛА!"
В декабре на первом этапе Кубка мира в Эстерсунде одержала свою первую в карьере победу, выиграв свою коронную дисциплину — 15 километров. В январе Скардино стала обладателем Малого хрустального глобуса на "пятнашке", сумев в Рупольдинге отбить атаки украинки Джимы. Наконец, в феврале случилось эстафетное "золото" корейской чеканки.
Так что могло стимулировать Скардино, всегда очень трезво оценивавшую собственный биатлонный потенциал, продолжить карьеру? Надежда ведь знала, что ей не суждено быть "электричкой" на лыжне. Иллюзии отсутствовали. Как и в случае скорострельности на огневых рубежах, которая писана не про нее. Значит, какой вывод? Все, что Надежда могла реально выиграть, она выиграла.
А мотивации, которые для нее старались придумать журналисты и тренеры, близкие люди и болельщики, отличались наивностью в силу грубого притягивания за уши. Да, чемпионат мира-2019 пройдет в том самом Эстерсунде, где Надежда пережила премьерные публикации на первых полосах иностранных газет.
Причем не благодаря спортивным результатам. В тот далекий год Скардино и Домрачева в гонки Кубка мира по молодости лет не заявлялись и только тренировались рядом с великими товарищами по сборной. Но барышни так отчаянно болели на трассе, что фотографы со стрельбища стали перебазироваться на подъем, где царствовали Даша, Надя и белорусский флаг.
Учитывая, что затем Эстерсунд подарил Скардино первую победу в Кубке мира, можно было эмоционально подталкивать ее в спину: дескать, подумай, как будет красиво выиграть в марте-2019 коронную "пятнашку", чем окончательно все закольцевать. Однако! Учитывая те настроения, которые сразу возникли у Надежды после победы в олимпийской эстафете…
В такую возможность верилось тем меньше и меньше, чем дольше и дольше она затягивала решение. Тем более что еще раньше Скардино размышляла и о женском счастье, и о материнстве, да и, в принципе, входила в сезон-2017/2018 с заявлением о "финальной гастроли".
Поэтому в период неопределенности, отслеживая отпускные перемещения Надежды, меня даже стали посещать тревожные мысли. Суть которых в следующем: она может остаться в биатлоне только потому, что не очень хорошо представляет свою жизнь после завершения карьеры. А это было бы уже антимотивация.
Однако несколько дней назад всех "успокоил" знаменитый немецкий ветеран Михаэль Реш, выступающий сейчас за Бельгию и так же, как Скардино, тренировавшийся на греческом Крите вместе со швейцарцами. В своем интервью воспитанник Клауса Зиберта, память о котором важна и для Надежды, фактически прямым текстом дал понять о наличии романтических отношений между одним из лидеров белорусской сборной и Мартином Йегером.
Слова Реша Надежда не опровергла, а значит, вопрос о ее продолжении карьеры формулировался уже просто: все зависело от того, на каком этапе находятся отношения, в которые не допускаются посторонние люди. Теперь ответ известен. Скардино уходит, чтобы прийти туда, куда она прийти хочет. Дай Бог, чтобы большие буквы для слова "ДОСТИГЛА" были у нее наготове.
Но то, каким душевным напряжением ей далось заявление о завершении карьеры, сказало, сколь ценила Надежда и биатлон, и свою жизнь в биатлоне.
Настоящая белоруска!
Реакция болельщиков оказалась ожидаемой. Во-первых, глубокое разочарование. Надежду любили, и никто не держал ее за легионера. Во-вторых, добрые пожелания. Тут надо только присоединяться.
Но добрые пожелания — это не идеализация, которая Скардино совершенно не нужна, пусть даже истоки желания "сотворить кумира" — в любви и позитивных намерениях. Надежда гораздо более сложный, а значит, и гораздо более интересный человек, чем тот, кто прописывается нынче в некоторых публикациях. "Спокойная, рассудительная, вечно настроенная на позитив" — это все чепуха!
Скардино — не однолинейна, и не надо ей добавлять какой-то пошлой гламурности. Она остро чувствует горе. Очень эмоциональна. Иногда метущийся, подверженный страхам человек. А сила в том, что умеет это все преодолевать, постоять за себя.
Например, как-то она — стартер белорусской эстафеты, обратилась ко мне с решительной просьбой, суть которой меня удивила. Скардино просила не использовать в ее случае слово "закоперщик". Ну, не понравилось оно ей, может, своим звучанием, может, какими-то ложными ассоциациями. Напрасно! Ибо по смыслу все сходилось на ура: закоперщик — это зачинщик и, более того, тот, кто верховодит. Но просьбу и услышал, и выполнил. Скардино стала однозначно стартером!
Ведь к тому времени уже была накоплена целая история профессиональных взаимоотношений. Универсиада-2007 в Чезане Сан-Сикарио, куда Андриан Цыбульский привез ради нескольких гонок на олимпийской трассе-2006 Домрачеву и Скардино. Они не попали по неопытности на Игры, но порвали через год всех остальных студенток-биатлонисток. А на чемпионате мира-2009 в Пхенчхане мы вместе покупали сувенирные майки. Причем Скардино "товарилась" для всех своих братьев и сестер, не забывая о маме. А папа умер…
Как раз во время подготовки к чемпионату мира. Сбор проходил в Хабаровском крае, и Надежда не смогла вырваться оттуда на похороны. Напротив, оказалась в Пхенчхане, где в качестве финишера отчаянно боролась на четвертом этапе эстафеты за медаль. Увы, оказалась четвертой. Деревянная медаль и последний, очень памятный вечер. С тренерами, с опекой Владимира Плаксина, чилийским вином на столе, грустной песнью, с женскими слезами Надежды и Ольги Назаровой. Кто тогда мог знать, что спустя девять лет горе Пхенчхана сменится триумфом?
На чемпионате мира-2011 в Ханты-Мансийске не было заболевшего Зиберта, но был мандраж, злость на происки судьбы. На "пятнашке" казалось, что Скардино достигла своей цели — стала бронзовым призером. Мы говорили о медальном успехе в микст-зоне почти как о свершившемся факте, и тут словно чертик из табакерки выскочила на пьедестал из поздних номеров украинка Вита Семеренко, чьи лыжи просто несли свою обладательницу на последнем круге. И вытянулось лицо, и потухла улыбка, и не было никаких ямочек на щеках.
Зато было правильное бешенство в эстафете! Скардино-стартер прекрасно отработала первый этап. Домрачева продолжила на втором, а Писарева отправила Калинчик на втором месте. Люда очень старалась, но увы… Весть о том, что мы опять четвертые, не могла не вызвать ругательных реплик. Они и слетели со всех уст. В качестве обвинения в адрес обидчицы-судьбы.
Но потом Оксану Хвостенко дисквалифицировали за допинг, и белоруски таки получили бронзовые медали. Дело вообще пошло на лад. Скардино стала призером нескольких этапов Кубка мира, а в Сочи-2014 поднялась на олимпийский пьедестал почета.
Казалось, давай, развивай успех. Но тут начались проблемы со зрением. Операция, новое уникальное ложе винтовки и кошмар на чемпионате мира-2016 в Осло. Скардино целилась, но видела мишени нечетко, размыто. Можно только догадываться, какой страх накрыл тогда Надежду. Второй глаз… И она молчала, сгорая в тревоге… Несколько дней. А когда сказала на тренировке о своей проблеме, то тренеры за две минуты обнаружили неисправность мушки, чтобы еще пару минут потратить на ее замену. Глаз сразу "выздоровел", а на щечках появились ямочки, хотя тот чемпионат получился для Надежды очень нервным.
Достойно и правильно
Скардино достойно и правильно объявила о завершении карьеры. Ее тезисы только добавили симпатичности ее и без того милому образу. Беларусь — это ее страна, биатлон — ее любовь, но уходить надо вовремя, на пике. Кроме того, нет мотивации, а значит, нет и сил. Два месяца колебалась, но после 13-летней карьеры в профессиональном биатлоне хочется отдохнуть. Команде — удач и побед.
Наконец, заявление в духе Скардино, умеющей смотреть на многие ситуации со стороны: "Мой уход — чей-то приход".
На самом деле, достойно, хотя те люди, кто хотел бы привязать решение Надежды к "протестным настроениям" по отношению к руководству федерации, остались жутко разочарованными. Они ведь мечтали услышать другие причины и придумывали за Скардино реплики, не имеющие ничего общего с реальностью. Однако это уже совсем другая история, чуждая нашей теме.
…Домрачева в своем обращении к подруге назвала ее Крошкой. Между нами, Надежду еще за глаза кликали Крохой и Кнопкой. Но острой! В любом случае, эта Кроха ростом с Эверест и вписала свое имя в историю биатлона.
Спасибо, Надежда!
Календарь Кубка мира по биатлону на сезон-2019/20: без российских этапов