В Беларусь пришло тепло. О зимних холодах, ветрах, снегах и уж тем более об Олимпиаде в Пхенчхане люди начинают постепенно забывать, привыкая к солнцу, настраиваясь на предстоящий дачный сезон и мечтая о поездках к морю. Однако у спортивной отрасли свое расписание.
После награждения победителей и призеров детских соревнований по биатлону "Снежный снайпер" президент Беларуси и Национального олимпийского комитета страны Александр Лукашенко сказал, что намерен провести большое совещание по зимним видам спорта.
Судя по всему, результаты выступления белорусов в Корее не очень вдохновили главу государства. Разговор, который, по сведениям Sputnik, переносился несколько раз, запланирован на пятницу, 13-е. Обозреватель Sputnik Семен Фельдман — об успехах и промахах в зимних видах белорусского спорта.
О хорошем
Начало зимней Олимпиады 2018 года для белорусской команды выдалось нервное. Медальные надежды специалисты возлагали на биатлон и фристайл (читай, на Домрачеву, Скардино, Кушнира и Цупер, блиставших в Сочи), но вот уже и спринтерская гонка у биатлонисток прошла, и гонка преследования, и "индивидуалка", а результаты белорусок оказались безрадостными. Не бежалось, не стрелялось, не моглось. Пессимисты начали поговаривать, что Пхенчхан с его пронизывающим холодным ветром — вообще не наше место, надеяться не на что. Оптимисты робко предсказывали одну медаль, причем хоть какого-нибудь достоинства.
15 февраля глава государства освободил от должности министра спорта и туризма Беларуси Александра Шамко. И хотя в официальной формулировке указа значилось "за непринятие действенных мер по борьбе с коррупцией…", острословы шутили, что "за плохое скольжение лыж и промахи в стрельбе у Домрачевой".
И уже на следующий день фристайлистка Анна Гуськова блеснула мастерством, обойдя в финальной попытке двух китаянок. Есть медаль! Да и еще и золотая! Проклятие было снято.
А 17 февраля Дарья Домрачева летела стрелой в масс-старте, да и промахнулась-то всего один раз на стойке. Результаты: серебряная награда, ослепительная улыбка, поцелуй от Бьорндалена, радость и восхищение огромной армии болельщиков.
Собственно, уже после этого можно было возвращаться в Минск с гордо поднятыми головами. Но 22 февраля случилось чудо: в женской эстафете белоруски удивили весь мир — они так старались, так дружно упирались, что никакие вьюги и соперницы не смогли им помешать выиграть эту гонку.
Дарья Домрачева стала четырехкратной олимпийской чемпионкой, Надежда Скардино к бронзе Сочи добавила золото, ну а для дебютанток Игр Ирины Кривко и Динары Алимбековой это был вообще прыжок выше двух голов.
Для Беларуси же результаты Пхенчхана — как полет за облака, выше которых только космос сочинской Олимпиады с шестью медалями, пять из которых высшего достоинства.
О плохом и не очень
Белорусские хоккеисты на Олимпиаду в Пхенчхане не отобрались. В Сочи их тоже не было. Пока общественность живет приятными воспоминаниями об успехе 2002 года, курьезной шайбе, заброшенной Владимиром Копатем в ворота Томми Сало, и сенсационном выходе в полуфинал. На этом пока все.
На совещании в пятницу хоккеистам от президента, который любит эту игру и сам регулярно выходит на лед, наверняка достанется по первое число. За беззубость, бесхарактерность, отсутствие самоотдачи и результатов на фоне больших финансовых вложений и поддержки на самом высоком уровне.
Упреки полетят и в адрес белорусских фигуристов, о существовании которых можно только догадываться. Ледовых дворцов в стране возведено немало, дети охотно занимаются фигурным катанием, родители активно поддерживают своих отпрысков, но на международных соревнованиях белорусов, претендующих хоть на что-то, давно не видно и не слышно.
Из тех, кто все же попал на Олимпиаду, из-под огня критики ускользнут только фристайлисты и женщины-биатлонистки.
Стреляющих лыжников наверняка будут бить наотмашь. Пятое место в смешанной эстафете и восьмое в своей собственной не спасут, потому что в остальных дисциплинах места белорусы заняли от 18-го до 71-го (в основном в четвертом десятке).
Первую оценку мужской команде по биатлону Александр Лукашенко уже дал: "Такого позорища, как в биатлоне у мужиков, в стране быть не должно. Тем более, что настораживает, мы ведь сверху падаем вниз. Меня вообще поражает, когда мужик не может на уровне других пробежать 10 км. А еще хуже — стрелять не умеет, хуже девчонок. Это что за мужики, что это вообще за подготовка и что это за тренер?"
Абсолютно провальным получилось выступление лыжников. 44-летний Сергей Долидович собрал в шапку денег на подготовку к Играм, прилетел в Корею, вышел на скиатлон (15 км лыжники бегут классическим ходом, затем 15 — свободным стилем), не добрался даже до отметки 4,63 км, сошел с дистанции, потому что "организм просто не справился с морозом в Корее". Долидовича спешным порядком отправили в Минск, из-за чего в эстафете белорусы не смогли участвовать. Все остальные гонки что мужчины, что женщины провели крайне слабо. Зато Долидович записал себе в послужной список участие в седьмой Олимпиаде. Это круто!
Горнолыжный спорт — вообще очень странное для Беларуси явление. Логойск и Силичи явно не те места, где могут оттачивать мастерство члены национальной команды. Значит, требуются заграничные сборы и соревнования — события насколько важные, настолько и затратные. А в результате основная интрига на Олимпиаде традиционно заключается лишь в том, доедут ли белорусы до финиша или нет. В Корее доехали. А толку?
Шорт-трек. 1500 метров. Максим Сергеев. Квалификацию не преодолел. 28-е место. Собственно, на этом все.
И наконец, конькобежный спорт. Белорусы показали, что не безнадежны. Виталий Михайлов занял 7-е место в масс-старте, Марина Зуева была такой же на дистанции 5000 метров и 6-й в масс-старте. Не медали, но все же. К тому же уже после Олимпиады Зуева взяла серебро на домашнем этапе Кубка мира, чем полила бальзам на израненные души спортивных чиновников. Говорят, у конькобежцев есть динамика, а значит, и перспективы.
Чем сердце успокоится
На совещании у главы государства наверняка речь пойдет о том, куда двигаться дальше, как развивать зимние, да и летние виды спорта тоже. Один из посылов — поиск финансовых и кадровых резервов.
Деньги на спорт выделяются немалые, однако из-за отсутствия россыпи медалей пришла пора умерить аппетиты, так сказать, оптимизировать расходы. Неслучайно Александр Лукашенко раз за разом говорит: будет результат — будет поддержка, а нет, то и нет.
"За результат будем платить. И для подготовки мы также денег не пожалеем. Но и тренеры, и спортсмены должны понимать, что всякие там разъезды за границы — закатки, раскатки и прочее — это тоже ушло в прошлое. Столько, сколько надо в горах готовиться, столько и будете готовиться. Но должен быть результат", — отметил президент на недавней встрече с участниками зимних Олимпийских и Паралимпийских игр.
Можно смело предположить, что в новом олимпийском цикле число заграничных поездок для спортсменов сократится. Во-первых, нужно экономить деньги. Во-вторых, и дома есть условия для тренировок, отдыха, лечения, восстановления после серьезных нагрузок. Хотите тренироваться круглый год — вот вам, фристайлисты, специальный центр под крышей, а для лыжников и биатлонистов построят тоннель с искусственным снегом внутри. "Купляйце беларускае!" — лозунг, актуальный для всех.
Конечно, речь пойдет о необходимости оснащения спортивных школ инвентарем и оборудованием. Достаточно отъехать от столицы, чтобы убедиться: детям, которые мечтают о победах, порой не хватает самого элементарного: лыж, палок, коньков, клюшек. На одном из совещаний работники отрасли озвучили цифру: детско-юношеские спортивные школы сегодня обеспечены лишь процентов на 50-60 от того, что им положено. И это так называемая средняя температура по больнице. В некоторых местах положение уж очень удручающее.
И, конечно, тренерские кадры. Тема избитая, вечнозеленая, но не теряющая своей актуальности. Самородков мало, поэтому нужно либо их выращивать, либо нанимать готовых специалистов из-за рубежа. Первое долго и хлопотно, второе — как правило, недешево. Для своих нужно создавать систему обучения, подготовки, повышения квалификации, стажировок и постоянного стимулирования. Рядом с чужими нужно пристраивать местных, чтобы натаскивались и перенимали опыт. Какая модель будет выбрана? Наверняка обе.
На совещании у президента речь ожидаемо пойдет о роли попечительских советов, федераций, о научно-методическом и медицинском обеспечении подготовки спортсменов — это будет серьезный и обстоятельный разговор. Многие также впервые увидят на авансцене в роли докладчика министра спорта и туризма Сергея Ковальчука. Президент будет ждать от него прорывных, революционных и свежих идей, а вслед за этим — решительных действий. А вдруг у нового министра все возьмет да и получится?