Минчанка Юлия Коцюра нашла в филе охлажденной трески, купленной ею в магазине "Виталюр", двух живых червей. В случае официального обращения покупательницы после проверки магазину могло бы грозить закрытие. Sputnik обратился в Санэпидслужбу и выяснил, как действовать пострадавшему от некачественного товара покупателю.
Этот случай — не единственный
Публикация минчанки в Facebook спровоцировала волну возмущения среди пользователей. Многие из них делились собственными историями в комментариях. Например, минчанка Ольга Зайко также обнаружила в рыбе червей, но представители магазина, по ее словам, отрицали возможность такой ситуации.
"Я когда-то камбалу так купила, в ней тоже были черви, прямо в мясе, больше эту рыбу я не ем. Написала им на официальной странице, так с пеной у рта спорили, что быть такого не может", — рассказала покупательница.
Еще одна клиентка упомянутого магазина поделилась историей о том, как требовала у магазина сертификат на дорогую рыбу и так и не добилась его предоставления.
"Я жаловалась на них, когда на дорогую рыбу не смогли мне найти сроков поставки. Просто не оказалось у них документов (или сроки все прошли). Надеюсь, их хотя бы оштрафовали. Обхожу этот магазин стороной", — вспомнила она.
"Аналогичная ситуация, покупала минтай", — откликнулась Наталья Лукашова.
Пользователь Николай Ходасевич рассказал, что похожий инцидент произошел с ним в одном из минских магазинов, однако конкретного бренда припомнить не смог.
"То же самое было со мной в минском магазине. Администрация моментом предложила вернуть деньги, но товар тоже не убрали. Предложил им — может, я в Санстанцию сообщу? Сказали, сами разберутся. Я так понял, если хочешь по-правильному, надо сообщить в нужный орган, а в магазине попросить документы на партию, сделать соответствующую запись в журнале и забрать деньги", — предположил он.
Санэпидемстанция: проверка без официального обращения невозможна
Чтобы восстановить справедливость, необходимо сделать запись в Книге замечаний и предложений, а для проведения экспертизы стоит привлечь Центр гигиены и эпидемиологии: специалисты возьмут пробу с продукции, представленной в магазине, но только после официального обращения.
"Чтобы исследовать образец рыбы, нам нужно его изъять, а изъять его мы можем только в ходе проверки, которая назначается при официальном обращении. При мониторинге изымать образцы продукции невозможно, поскольку у нас должно быть основание", — пояснила Sputnik завотделением гигиены и питания Вия Шукевич.
Для ускорения процесса проверки целесообразно обращаться в центр того района, где находится торговый объект.
"Чтобы точно зафиксировать факт, необходима еще запись в книге замечаний и предложений. Конечно, мы рассмотрим обращение и без нее, однако запись гарантирует восстановление прав потребителя", — рассказала Шукевич.
Принято считать, что для возврата товара необходимо иметь чек на продукцию, однако в законе "О защите прав потребителя" такая необходимость не указана.
"Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Для подтверждения факта покупки товара могут использоваться свидетельские показания, элементы упаковочного материала (тары), на которых имеются отметки, подтверждающие, что покупка товара осуществлялась у данного продавца, а также документы и другие средства доказывания, указывающие на осуществление покупки товара у данного продавца", — сказано в законе.
При позднем обращении (если магазин успел изъять некачественную партию из обращения) для проверки отберут аналогичные образцы.
Магазину может грозить даже закрытие
Специалист отметила, что в приложении №6 "О безопасности пищевой продукции" технического регламента Таможенного союза указано, что в рыбе семейства тресковых не допускается наличие личинок в живом виде.
В отношении магазина могут быть применены разные административные санкции. Итог проверки зависит от того, что комиссия увидит в магазине.
"Нужно смотреть на месте, подтвердится ли факт нарушения и насколько в нем виноват непосредственно магазин. Меры могут быть разными — от штрафа и предписания вплоть до закрытия в зависимости от степени вины", — пояснила Шукевич.
Проверка предполагает, что комиссия изучает условия реализации и хранения, сопроводительные документы. При наличии образца проводится исследование и делается заключение.
"На осуществление проверки дается месяц, однако в ситуациях, когда есть цель отобрать продукцию, аналогичную той, что попалась покупателю, ее стараются провести как можно быстрее, чтобы не упустить момент", — рассказала Вия Шукевич.
По словам покупательницы Юлии Коцюры, злосчастную треску производят в России. По мнению эксперта, в подобных случаях магазину стоит сделать соответствующие выводы в отношении поставщика, а оказать влияние на нарушителя постарается Центр гигиены и эпидемиологии.
"Мы обязательно информируем службу на территории другой страны, вопрос переходит к ним. Когда мы получаем подобные обращения, обязательно разбираемся в ситуации", — рассказала она.
Что будет, если все-таки съесть
По мнению Вии Шукевич, не заметить паразитов в рыбе крайне тяжело, а если это произошло — смело обращайтесь в магазин и возвращайте свои деньги.
В целом же под воздействием высокой температуры паразиты, несомненно, погибнут и не могут привести к страшным последствиям для вашего здоровья.
Как минчанка нашла червей в магазинной рыбе
Двух живых червей минчанка Юлия Коцюра нашла в филе охлажденной трески, купленной ею в магазине "Виталюр". По рассказам девушки, она отвезла испорченную рыбу обратно и без проблем вернула деньги за товар плохого качества, однако позже увидела треску на прилавке.
"Без вопросов забрали, деньги вернули. Но я решила зайти в магазин и, естественно, прошла через отдел охлажденной рыбы – треска как лежала, так и лежит! А меня только что уверяли, что будут убирать эту партию и отправлять на экспертизу. Признали, что есть запах, и он конкретный", — пояснила она.
Сотрудники торгового объекта показали покупательнице документы с датой поставки: 28 января 2017 года.
"Виталюр" извинился и изъял партию из продажи
В своем первом ответе представитель "Виталюра" отметил, что нельзя исключать неоднородность партии: в нее могла попасть рыба ненадлежащего качества. В ответе, который оказался в распоряжении Sputnik в пятницу, компания вновь принесла извинения за ненадлежащее качество товара и недопустимые действия сотрудников магазина.
"Ситуация рассмотрена всеми задействованными службами с участием руководителей компании и торгового объекта на 9 км. Московского шоссе. Относительно качества товара информируем вас о принятых мерах: продукция, о которой идет речь, была изготовлена 28 января 2018 года и поступила в магазин 01.02.2018 года (накл. № 1679267); остатки охлажденного филе трески, не реализованные в торговых объектах, сняты с продаж и отозваны из всех магазинов", — сказано в заявлении представителя сети.
Продукт пройдет испытания в лаборатории, после чего представители сети проинформируют покупательницу о заключении. Администрации магазина вынесли выговор с депремированием.