МИНСК, 25 окт — Sputnik. Рекламные листовки в почтовых ящиках и объявления на дверях подъездов не только портят внешний вид домов, но и доставляют серьезные неудобства жильцам и дворникам.
Sputnik решил узнать, на что готовы "рекламные спамеры", чтобы попасть в подъезд, и как потребители могут оградить себя от надоевших объявлений.
Что мешает нам жить в городе? У каждого есть свой список частных претензий. Проект Sputnik "Городская среда" каждую среду рассказывает о трудностях жизни в большом городе и возможностях их преодолеть. Если у вас есть темы для "Городской среды" — пишите на office@sputnik.by, вместе мы найдем выход из ситуации.
Взлом как способ попасть в подъезд
Около месяца назад жильцы дома №55 по улице Лещинского в Минске обнаружили, что в трех подъездах из пяти сломаны домофоны. На территории дома ведется видеонаблюдение, поэтому установили причину массовой поломки техники оперативно. На видео попали "рекламные спамеры", которые, чтобы пробраться в подъезд, вывели из строя домофоны с помощью электрошокера.
"Буквально 2-3 месяца назад мы отказались от кодов домофонной двери, потому что распространители рекламы каким-то образом их узнавали и заходили в подъезды. Теперь дверь можно открыть только чип-ключом, такой ключ мы выдали нашему почтальону. Видимо, спамеры, которые не смогли попасть в подъезд как раньше, решили открыть дверь альтернативным способом", — рассказал председатель товарищества собственников дома Андрей.
По его словам, на территории дома расположены 16 камер. На видеозаписях видно, как распространители рекламы зашли во двор и как действовали, чтобы попасть в подъезд.
"Я обратился в фирму, обслуживающую домофоны, они подтвердили, что неисправность была вызвана воздействием электрического тока, и выдали справку о сумме ущерба. Я написал заявление в милицию, через 2 недели пришел ответ, что установить личности вредителей пока не удалось. Но как только их установят, они будут привлечены к ответственности", — поделился Андрей.
Домофоны обслуживающая фирма починила за два дня. Но осадок у жильцов дома остался. Теперь они еще внимательнее всматриваются в лица незнакомцев, которые пытаются попасть в подъезды.
Тема самого "рекламного спама" беспокоит людей не меньше. "Спамеры — беда. Стены обклеивают, разбрасывают свои бумажки в подъезде. В общем, гадят везде. И главное, непонятно, как с ними бороться", — посетовал председатель товарищества собственников.
Борьба без конца и края
Многих жильцов большое количество рекламных листовок в подъездах раздражает. А некоторым еще и доставляет серьезные неудобства. Так за несознательными жильцами, которые выгребают рекламный мусор из ящика или срывают объявления и бросают их на пол подъезда, приходится убирать дворникам.
"Я только убрала, а через два часа снова все этими бумажками завалено и заклеено. Надо с этим как-то бороться. Не понимаю, почему этих вредителей никак не наказывают", — негодует дворник одного из минских дворов.
Женщина срывает с двери подъезда размокшие от дождя листки и эмоционально комментирует: "Только прошла все поснимала — опять висят. Нет сил. Одного расклейщика поймала, оказался студент, пристыдила его. Он извинился, сказал, что приходится так на жизнь зарабатывать".
В подъездах дома чисто. Во-первых, с утра уже прошла уборка. Во-вторых, жильцы в этом доме порядочные: рекламные буклеты в урну выбрасывают. Впрочем, так происходит не везде. "Одно время коробки действительно помогали. Бумажек по полу меньше валялось. А потом некоторые жильцы начали в эти ящики свои мешки с мусором ставить. Свинство такое! Пришлось коробки убрать", — пояснила дворник.
Чистота в подъездах — вопрос личной культуры
К разговору подключился пожилой мужчина, вошедший в подъезд. Представился Дмитрием. "Жаль, вы с утра не приехали, в почтовом ящике настоящая мусорка была. Но сейчас все убрал. Хотя после обеда опять бумажки появятся. И в ящике, и на подъезде. Как с этим разобраться? Куда писать? Я не хочу рекламу в почтовый ящик получать, мне ее и по телевизору хватает", — возмущается он.
Подъезд, несмотря на его негодование, чистый и аккуратный. Его даже можно назвать образцовым. На этажах цветы, на батарее стоит коробка с разномастной рекламой. По словам мужчины, это заслуга не только дворника, но и самих жильцов.
"Все зависит от личной культуры человека, его воспитания. Меня родители с детства приучили: мусор нужно бросать в мусорку. Я так и делаю, даже если ближайшая урна далеко, бумажку донесу. А остальные… Особенно молодежь неаккуратная: бросают эти листовки прямо под ноги. Хотя у нас все друг друга знают, люди приличные тут живут. Поэтому и чисто", — поясняет пенсионер.
Другой дом, другой подъезд. Из почтовых ящиков торчат "хвосты" рекламных буклетов одной из торговых сетей. Такие же буклеты лежат на батарее. Дверь заклеена обрывками объявлений. Хочется взять шпатель и очистить ее. Но это не так-то просто: распространители рекламы льют огромное количество клея, который прихватывается намертво.
Наталья, женщина средних лет, делится: "У нас постоянно не только доска для объявлений заклеена, но и дверь. Эти расклейщики не стесняются: могут налепить свои бумажки поверх объявлений ЖЭСа. Пенсионерка из нашего подъезда даже дату отключения воды летом пропустила: объявление заклеили рекламой. Это мы в интернете посмотреть можем, а старики объявления читают".
По словам женщины представители одной из компаний, предлагающих услугу подключения к интернету, пошли еще дальше: не просто закинули рекламные листовки в почтовые ящики, а вставили их в щели между дверями и дверными проемами всех квартир. "Это же прямое пособничество кражам! Поднимаешься по лестнице и сразу видишь, кто есть дома, а кто — нет. В дверях некоторых квартир эти бумажки несколько дней висели. А если бы они послужили индикаторами для воров?" — обратила внимание Наталья на еще один неприятный аспект рекламного спама.
Действительно, из-за пестрых рекламных листовок можно пропустить что-либо важное или стать жертвой преступления. Но разве это волнует тех, кто их расклеивает?
Своя правда
На сайтах, где работодатели и соискатели ищут друг друга, в достатке объявлений под грифом "работа для студентов". Немалая часть таких объявлений — это вакансии "расклейщик / распространитель рекламы". Заработок зависит от количества расклеенных объявлений и раскиданных листовок и варьируется от 100 до 600 белорусских рублей. Даже 200-300 рублей к стипендии для многих студентов — хорошее подспорье.
С одним из таких подъездных спамеров корреспонденту Sputnik удалось связаться через соцсети. "Все ругаются, что мы рекламу раскидываем по ящикам, и никто не думает, что кто-то может так на еду зарабатывать", — написал студент 2-го курса одного из столичных вузов.
"Я не из Минска, родители помогают продуктами и квартиру оплачивают, но на остальное, сказали, чтобы сам зарабатывал. На хорошую работу не берут, потому что студент. А за распространение рекламы я в месяц рублей 250-300 получаю. Этого хватает, чтобы поесть, на телефон денег кинуть и даже несколько раз с девушкой в кино сходить", — делится своей историей молодой человек. В первый год обучения в Минске он промышлял расклейкой объявлений.
На вопрос, как он сам относится к "спаму" в почтовом ящике, собеседник ответил, что с пониманием. "Реклама сейчас везде, какая разница, будет в ящике лишняя бумажка или нет. То же самое с объявлениями на подъезде. Даже внимания не обращаю на них", — рассказал он.
Еще один собеседник Sputnik Егор (прим. — имя изменено по просьбе героя) занимался расклейкой объявлений несколько лет назад.
"Деньги быстрые были нужны. Афиши клеил по ночам там, где нельзя. 20 долларов в час получалось", — рассказал он.
Он считает этот свой опыт работы глупостью, но говорит, что раньше, если интенсивно работать, можно было получить столько же, сколько получает в среднем минчанин за месяц. "Некоторых затягивает такой заработок, годами этим кормятся", — добавил Егор.
В конфликте жильцы — "спамеры" у каждой стороны своя правда. Одни считают, что нарушаются их права потребителей, поскольку нет возможности отказаться от получения назойливой рекламы. Другие парируют, что это всего лишь работа, в которой нет ничего криминального.
Что делать и куда писать?
Самый частый вопрос, который задавали недовольные "рекламным спамом" жильцы домов, — что делать и куда писать. Эти и другие вопросы Sputnik Беларусь задал начальнику сектора по рекламе Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Инне Гаврильчик.
"Законодательством "О рекламе" не запрещено распространять ее через почтовые ящики. Но из практики мы видим, учитывая большое количество рекламодателей и рекламораспространителей, что на одного человека приходится очень много листовок, которые фактически ему засоряют почтовый ящик. Эта проблема была озвучена еще в 2013 году, когда дорабатывался закон "О рекламе", Министерство торговли (теперь Министерство антимонопольного регулирования и торговли — Sputnik) придерживалось позиции, что нужно определить оператора, который будет рассылать, распространять такую рекламу только с согласия самих потребителей, по аналогии с электросвязью. Например, нельзя человеку отправлять рекламные смс-сообщения, если он не выразил свое согласие", — рассказала она.
В данный момент запрета на распространение рекламы таким способом в законодательстве "О почтовой связи" и "О рекламе" нет, а организовать работу так, чтобы все рекламодатели получали согласие потребителей на доставку рекламы в их почтовый ящик, нереально.
Инна Гаврильчик подчеркнула, что когда планировалось внести изменения в закон, не все заинтересованные стороны это поддержали, поэтому они в закон не попали. "Но учитывая то, что обращения время от времени в МАРТ по этим вопросам поступают все равно, я думаю, что в 2018 году, на который у нас запланировано внесение изменений в закон, мы, по крайней мере, вынесем этот вопрос на обсуждение, поскольку проблема остается насущной на сегодняшний день", — отметила она.
С объявлениями, расклеенными в неположенных местах, бороться, как выяснилось, можно, но только в судебном порядке. "Это наружная реклама, и она должна размещаться только с согласия собственников. Это, например, товарищества собственников. Если такое согласие не получено, то фактически рекламодатель или рекламораспространитель в своих предпринимательских целях используют чужое имущество. Но такой вопрос решается только через суд", — пояснила представитель МАРТ.
Сам факт разбрасывания листовок в почтовые ящики не является нарушением законодательства. Это нарушает законные права владельца почтового ящика. "Почтовые ящики — это собственность жильцов, то есть фактически должен соблюдаться тот же порядок, который касается объявлений. Получается, что рекламодатель и рекламораспространитель чужое имущество используют для распространения своей рекламы. Но бороться с этим, опять-таки, можно только через суд", — отметила Гаврильчик.
Местные органы власти могут привлечь к ответственности, если имеются замечания не по месту размещения рекламы, а по содержательной части. Однако во многих случаях трудно найти самого рекламодателя, потому что нет адресов и наименований, есть только номера телефонов, но по ним найти рекламодателя затруднительно.
"В 2015-2016 году у нас было несколько обращений от граждан по поводу такой рекламы, в 2017 — два. К нам обращались граждане, в том числе и коллективно. Сами люди предложили такой вариант: они будут информировать об отказе от получения рекламных листовок. Они начали либо наклейки размещать, либо объявления в подъездах вешать о том, что они не желают получать рекламу. У кого-то получилось — стали меньше рекламы бросать, у кого-то не получилось — игнорируют, к сожалению, распространители", — рассказала Инна Гаврильчик.
Она также подчеркнула, что Министерство антимонопольного регулирования и торговли обращалось к рекламным ассоциациям, которые есть у нас на рынке, те, в свою очередь, проинформировали своих членов о том, что люди жалуются на почтовую рекламу.
Но есть и другая сторона медали. "Даже люди, которые к нам обращались с жалобами на рекламу в почтовых ящиках, усомнились в том, стоит ли совсем запрещать такую рекламу или какие-то жесткие требования вводить. Потому что для многих это действительно источник информации о близлежащих магазинах, скидках, услугах и так далее", — прокомментировала начальник сектора по рекламе МАРТ.
Министерство антимонопольного регулирования и торговли призвало участников рынка рекламы к тому, чтобы они более внимательно относились к обращениям потребителей и учитывали их интересы.
Порча дверей подъездов входит в компетенцию местных органов власти и Министерства жилищно-коммунального хозяйства — это уже вопрос благоустройства и содержания территорий и зданий в надлежащем состоянии. Соответственно, с жалобами по этому вопросу можно обращаться именно туда.
"Если говорить о рекламе в почтовых ящиках, то на сегодняшний день с этим можно бороться: установить коробку для мусора, чтобы не засорять подъезд, и информировать рекламораспространителей либо наклейками, либо объявлениями. Например, при входе в подъезд", — подытожила Инна Гаврильчик.