Сложности с парковкой — проблема многих больших городов. И Минск не стал исключением. Многие наши дворы проектировались 30-40 50 лет назад, когда счастливыми автовладельцами были единицы. Но благосостояние горожан растет. И автопарк жителей столицы прирастает каждый года примерно на 4,3%. По информации ГАИ, на конец прошлого года в Минске числилось 750 тысяч авто.
Места возле дома хватает не всем. Но ситуация приобретает масштабы настоящей катастрофы, когда в таком вот здании с небольшой парковкой на первом этаже открывают административное учреждение. Вот тогда и начинается настоящая битва за место под солнцем.
Покой только снится
Восемь лет назад напротив дома № 55 на улице Богдановича построили здание РУП "Минскэнерго" филиал "Энергонадзор". С тех пор жильцы забыли о спокойствии.
Предприятие занимается вопросами электро- и теплоснабжения, в том числе, разбирает жалобы. Как можно догадаться, людей сюда приезжает немало.
"Воздух, вы видите сами, какой у нас в районе", — говорит минчанка Клара Сенкевич.
Зимой машины паркуют на пешеходной зоне, на тротуарах. К подъездам невозможно подъехать — даже если это понадобится автомобилю скорой помощи.
Недовольны таким соседство не только пожилые — во дворе с появлением филиала убрали детскую площадку. Жильцам приходится ходить к 53-му дому.
"Детская площадка здесь была хорошая. Убрали. Чтобы для машин было, но не для нас", — отмечает минчанка Лилия Климович.
Не пройти, не проехать
Еще больше вопросов к филиалу у местных автомобилистов. Ведь оставить машину во дворе в любое время суток, отмечают жильцы, крайне сложно.
У филиала есть своя стоянка, но предназначена она только для транспорта работников. Посетители в свою очередь "захватили" стоянку возле здания, которая предназначается, в том числе, и для жильцов. Парковка хоть и вместительная, но поток клиентов большой — места всем не хватает. Визитеры "Энергонадзора" оставляют свои авто по всему двору. А если не могут припарковаться — просто блокируют друг друга, оставляя телефончик под стеклом. Образовывается скопление машин, объехать которое невозможно.
Пожалуй, больше всего от этой ситуации страдают коммунальщики.
"Когда появился "Энергонадзор", начался цирк. На стоянке паркуются не только легковые — даже грузовые машины!", — жалуется водитель мусорной машины Антон.
Ругань во дворе слышна чуть ли не каждый день. Нередко вызывают милицию.
"Люди говорят — уберите машину. Те (посетители — Sputnik) ни в какую. Тогда вызывают ГАИ. Она приезжает: "А чего это вы здесь поставили?" А клиенты: "А куда?". Вот так все и происходит", — рассказывают пенсионеры.
"Мест свободных во дворе практически нет. Причем их нет тут никогда", — жалуется житель первого подъезда Андрей Барановский.
Те водители, которые не хотят скандалить, вынуждены искать места в соседних дворах. Некоторые паркуются возле неработающей СТО. А кто-то едет на служебную стоянку офиса "Белтелекома", который находится по соседству с "Минскэнерго".
"В основном ставим чуть дальше, где было СТО, которое закрыли. Конечно, "Энергонадзор" не закроешь. Надо увеличить немного площадку для автомобилей", — говорит минчанка Юлия Липина.
Искать себе место
Посетители "Минскэнерго" признаются, что и сами не рады ехать в этот двор. Найти тут место — та еще задача.
"Приехали с начальником. Он пошел в "Минскэнерго", а меня оставил тут сидеть. Вдруг появится владелец машины, которую я заблокировал", — отмечает автомобилист Алексей Кучук.
"Я нашел себе место на стоянке, а знакомая девушка — нет. Стала впереди чужого автомобиля. Дала мне ключи, попросила покараулить", — добавляет минчанин Станислав Буковский.
Зимой, отмечают водители, во дворе вообще патовая ситуация. Из-за снега и так неширокий проезд сужается, а на стоянке становится меньше места. Но другого выхода, как парковаться тут, не видят.
"Только если найти место возле завода ("Аливария" — Sputnik), а сюда уже пешком идти", — признаются собеседники.
Планов по созданию дополнительных парковочных мест у "Минскэнерго" нет. Об этом сообщает Sputnik заместитель директора филиала Владимир Ходыко.
"Вы сами видите, какой двор. Дома не новые. Не пять, не шесть лет. Тогда проектирование шло такое, что такого количества машин не было", — отмечает собеседник.
Жильцы предлагают свои идеи по спасению двора. Андрей Барановский, например, предлагает под стоянку переоборудовать волейбольную площадку возле здания филиала. Она, с его слов, уже давно простаивает без дела.
"В свое время там залили площадку асфальтом, чтобы дети играли в волейбол. Сейчас она пустует. Там можно сделать прекрасную парковку. Все готово уже. Машин 25 там станет", — предлагает минчанин.
Однако в "Минскэнерго" признаются, что впервые об этом слышат. Ведь жильцы к ним не обращаются. А вопрос с волейбольной площадкой, увы, решить не имеют права.
"Если такие бы вопросы задали нам… Мы, естественно, не вправе их решать, но мы хотя бы подсказали, куда обратиться, к тем же самым органам власти", — поясняет Ходыко.
Парковки = счастье
Глядя на всю эту ситуацию, появляется резонный вопрос: как в таком невместительном дворе появился филиал? Неужели другого места для него не нашлось?
В ЖКХ Советского района, отвечающем за двор на улице Богдановича, отмечают: решение принимал Мингорисполком.
"Перед тем, как разметить любое здание, проводится обследование дорожно-транспортной обстановки на месте. А потом уже принимается решение", — пояснили коммунальщики.
Они напомнили, что гостевые парковки — не собственность жильцов, а только бонус. Эти стоянки не создавались как место для постоянного хранения автотранспорта.
"Возле Комаровского рынка есть платный паркинг. Пожалуйста, езжайте туда. Проблема с парковками — явление не только этого двора, а всего города. Машин у людей стало больше, а понимания друг друга меньше. На улице Богдановича люди жалуются на клиентов "Минскэнерго", а в других дворах — на тех, кто привозят своих детей в сады и школы. Но как им быть?" — отмечают специалисты.
Проблема с парковками сродни проблеме отложенного счастья, считает председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. Люди, чтобы им не предложили, постоянно чем-то недовольны.
"Все автомобили в городе где-то стоят. Более-менее удобно, правильно или с нарушениями. Но все они себе место находят. В городе на каждый автомобиль приходится четыре стояночных места. Проблема парковок заключается не в том, что не хватает мест — можно и за МКАДом стать. Не хватает удобных мест. Удобных в том смысле, как человек себе это представляет", — говорит специалист.
И если удобных мест не хватает, люди начинают между собой конфликтовать. Но если включить некоторые механизмы, проблема исчезнет. Одним из самых действенных специалист считает взимание платы.
"Сказать человеку: "Пожалуйста, становись, только за это заплати". Часть людей откажутся от стояночных мест и перейдут на другие — более далекие, но бесплатные", — рассказывает Юрий Петрович.
Три варианта
В городе предпринимались разные попытки, чтобы уйти от проблемы. В свое время был тренд на временные парковочные места на газонах, но у них нашлось немало противников. В итоге исполком их запретил.
Сейчас готовится решение об установке шлагбаумов, чтобы во двор могли попадать только жители. Как пояснили в ЖКХ Советского района, документ пока находится в Минюсте — он не зарегистрирован в связи с тем, что носит не рекомендательный, а законодательный характер. Сложно судить о его дальнейшей судьбе.
По мнению Юрия Важника, есть три варианта разгрузить дворы. Первый: брать со всех автомобилистов плату. Такой опыт уже есть со двором за Привокзальной площадью.
Второй вариант: ограничить пользование двором на законодательном уровне. Чтобы могли ставить машины только те, кто прописан в квартирах. А дальше следить, дабы чужой не попал на эту территорию. Такой вариант реализуется на бульваре Мулявина.
Третий вариант: запретить стоянку для всех. Опыт много лет применяют в Швеции.
"Как говорят там, двор — это для детей и пожилых людей", — отмечает специалист.
Жители дома на улице Богдановича, тем не менее, могут исправить ситуацию своими силами. Во дворе можно создать дополнительные парковочные места. Но траты по составлению проектно-сметной документации немаленькие. Если инициативная группа жильцов соберется небольшая — с одного может выйти около двух тысяч долларов, уточнили в ЖКХ. Есть еще один нюанс — земля во дворе как была общего пользования, так и остается. Стало быть, парковаться на новой стоянке по-прежнему смогут все желающие.
Впрочем, не смотря на это обстоятельство, подобные парковки, инициированные самими жильцами, все чаще появляются во дворах столицы.