Корреспондент Sputnik Лев Рыжков побывал за кулисами мероприятия и пообщался с его участниками, приехавшими из Минска.
Фестиваль "Спасская башня" проводится уже десятый год подряд. Конечно, есть определенный регламент, традиции. Но одна из традиций не прописана ни в одном документе, но соблюдается, тем не менее, свято. Правда, от самих участников не зависит.
Танцующие под дождем
Не стану больше интриговать — это погода, которая каждый год именно в Москве и именно в дни фестиваля преподносит сюрпризы. В день, когда должны были играть белорусские музыканты, лил дождь. По шкале противности — 9 из 10, если за "десятку" брать настоящую бурю. Если добавить сюда температуру воздуха — примерно плюс десять градусов, картина становится яснее.
Все, кто мог, попрятались в палатки. А кто не мог и нес в тот день на площади службу, мокли, сохраняя, впрочем, подобающе бравый вид.
И вот сквозь этот дождь стал слышен звук играющего оркестра. У памятника Минину и Пожарскому кто-то играл, вопреки всем погодным условиям! В тепле в это время отсиживались все — и египтяне, и индийцы (не в укор им сказано). Играл только один, совершенно, кажется, несгибаемый оркестр. Звучала народная песня. Похожая на русскую, но все равно — немного иная.
Под проливным дождем репетировал Образцово-показательный оркестр Вооруженных сил Республики Беларусь. Музыканты играли в плащах-дождевиках. В такой же накидке стоял и главный дирижер оркестра — полковник Евгений Довжик.
Человек под сильным дождем обычно похож — правильно, на мокрую курицу. Чего совершенно нельзя было сказать о белорусских военных музыкантах. Под ливнем, в дождевиках, они выглядели очень браво. И даже капли дождя очень так бодро отскакивали от меди духовых инструментов. Но вот Довжик дирижерской палочкой подал команду, и оркестр — ну, не пустился в пляс, но стал очень согласованно исполнять некие хореографические движения.
Но сюрпризы на этом не закончились. Сквозь дождь взревела невидимая электрогитара. А следом зазвучал мелодичный женский голос.
Поющие прапорщицы
Под дождь вышли вокалисты с микрофонами. Две девушки и один парень. Тоже в дождевиках. Удивительно было даже не то, что они вышли под дождь, а то, что улыбались при этом. Вот абсолютно, как ни в чем не бывало. Пели и получали от своего пения удовольствие.
А электрогитара обнаружилась в небольшом помещении под трибунами. На ней "запиливал" соло вполне рок-н-рольного вида музыкант. Там же были и клавишные.
Вокалисток зовут Елена Шевчик и Вероника Павличенко, их напарника — Андрей Тарасов.
"Мы — военные люди. Нас погодные условия никогда не пугают. Мы ради музыки готовы на все. А ради музыки на Красной площади — еще больше", — ответила одна из девушек на вопрос, не мешает ли им дождь.
Обе вокалистки — настоящие военнослужащие, обе в звании прапорщиков. Андрей — пока штатский. Но всерьез подумывает о том, чтобы поступить на военную службу.
"Мы обучались на курсах прапорщиков, подписывали контракт, проходили строевую подготовку, физическую культуру и все, что полагается военному человеку. Сдали экзамены, потом получили погоны", — рассказали собеседницы Sputnik.
Елена пришла в оркестр, закончив Университет культуры и искусств по классу "Сольное народное пение". А Вероника сначала служила в воздушно-десантных войсках. Маленькая и хрупкая. Как-то даже и не верится.
В фестивале "Спасская башня" белорусский оркестр участвует уже четвертый раз. И московские зрители их, как оказалось, хорошо знают.
"Люди очень дружелюбные. Вчера, например, после выступления кричали: "Белорусы — молодцы!" Постоянно аншлаги, аплодисменты. Мы себя чувствуем комфортно. Хотелось бы, конечно, чтобы и в нашей стране был подобный фестиваль. Чтобы поближе узнали нашу страну. И не только благодаря нашему оркестру. В общем, нам все нравится. Погода — не помеха. Это колоссальный опыт", — поделились впечатлениями девушки.
На вопрос, а где же руководитель, солистки показали куда-то на трибуну. А там, под проливным дождем, стоял один-единственный человек. Кажется, без зонта. Стоял и наблюдал за выступлением. Это и есть руководитель оркестра, начальник военно-оркестровой службы Вооруженных сил, заслуженный артист Республики Беларусь, полковник Сергей Костюченко.
Зрителей обманывать нельзя
"Была ситуация у нас в Бельгии, в городе Монс, похожая ситуация. В рамках фестиваля там были концерты на открытом воздухе. Присутствовал премьер-министр Бельгии. И лил сумасшедший ливень. А еще получилось так, что мы только что вышли из автобуса. И только начали играть, как пошел дождь. Отыграли три минуты — дождь закончился", — рассказал руководитель оркестра.
После этого выступления к музыкантам подошел премьер-министр и сказал: "Я в жизни не видел, чтобы оркестр играл в такую погоду. Да еще как! Наши музыканты развернулись бы и ушли. А вы — сыграли. Я поражен".
"Таким образом, музыканты оркестра могут играть хоть в тридцатиградусный мороз, хоть в ливень. Хотя, конечно, не хотелось бы. Из-за этого инструменты портятся", — рассказал Костюченко.
Руководитель оркестра всипомнил еще один факт, когда в 2013 году, во время первого приезда белорусских военных музыкантов, руководитель Академического ансамбля песни и пляски имени А.В. Александрова Валерий Халилов (впоследствии погибший вместе со своими музыкантами и доктором Лизой в авиакатастрофе близ Сочи) произнес напутственное слово.
"Вы все-таки военные музыканты", — сказал нам тогда Валерий Михайлович. А погода была точно такая же. И Халилов собрал всех дирижеров и говорит: "Зрители уже собрались. Обмануть их мы не можем. Они пришли посмотреть. Поэтому русский музыкант всегда работает, в любую погоду". И тут же стал задавать каждому по отдельности вопросы: "Вот ваш оркестр будет работать? А ваш?" И все сказали "да".
Универсальный язык
В этом году белорусы компактно и комфортно поселились в одной гостинице. На экскурсии, как отметил руководитель оркестра, не выезжают. Причина проста: большинство музыкантов уже е раз бывали в Москве. А вот солдатам из роты почетного караула, которая тоже прибыла для участия в фестивале, столица России — очень интересна.
По словам Костюченко, Москва каждый год преподносит сюрпризы. В этом году сюрпризом оказался масштабный ремонт городских улиц.
"Хотя в прошлом году ремонт был со стороны Васильевского спуска. Притом, он был года три, наверное. Сейчас — с другой стороны. Но вообще и в Европе так часто бывает", — рассказал полковник.
В этом году белорусский образцово-показательный оркестр привез на фестиваль "Фантазию", созданную на основе белорусских народных песен.
"Пришлось их обработать, добавить динамики. Потому что иначе не будет смотреться работа с оружием. Также мы привезли дуду. Это — белорусский народный инструмент. По виду он похож на шотландскую волынку. Аналогичным способом идет подача воздуха — через кожаный мешок, на который надо давить локтем. А звук дуды схож со звучанием русской народной сопелки. Есть такой же призвук", — рассказал собеседник агентства.
Заодно он ответил на вопрос, что же это за рок-группа засела под трибунами. Это, на самом деле, ритм-секция.
"Ритм-секцию на этот фестиваль мы стали привозить одними из первых. Конечно, говорят, что духовой оркестр должен быть чисто духовым, без электроники, без соло. Но можно ведь играть разную музыку! И не ограничиваться только маршами либо классическими произведениями. Ведь духовой оркестр может сыграть и песню, и марш, и симфонию, и джаз. Все, что угодно! А с ритм-секцией можно работать во всех жанрах, которые существуют в мире", — сказа Костюченко.
Со многими участниками фестиваля у гостей из Беларуси сложились теплые, дружеские отношения.
"Музыка — это самый универсальный международный язык. Ноты одинаковы на всех языках. Поэтому музыканты и быстрее находят общий язык!" — подчеркнул руководитель.
Связь с Россией, по словам Костюченко, очень важна. Для военных оркестров — в особенности.
"У нас-то государство маленькое, по сравнению с Россией. И поэтому военного дирижера подготовить у нас — невозможно. Надо открывать для этого целую кафедру в вузе. И экономически это не обосновано. А в России есть прекрасное заведение, единственное в мире, где уже много лет готовят прекрасных военных дирижеров. Поэтому все наши дирижеры обучаются здесь, в Москве. Поэтому можно сказать, что музыканты, российские и белорусские, границ не чувствуют", — сказал руководитель оркестра.