МИНСК, 27 авг — Sputnik, Антон Курилкин. Десятый, юбилейный международный фестиваль военных оркестров "Спасская башня" стартовал в Москве на Красной площади. Об открытии, выступлениях оркестров и песнях легендарной Мирей Матье — в репортаже корреспондента Sputnik.
Дождь и аншлаг
Открытие фестиваля было подпорчено капризной московской погодой — в российскую столицу после короткого лета пришла осень, и фестиваль встречал зрителей дождем и холодом. Но люди, спрятавшись под зонтами, все равно пришли на фестиваль, и у всех проходных пунктов образовались очереди. На подходах стояли прохожие и спрашивали лишний билет, которых не оказалось — все места были раскуплен, и свободных на многотысячных трибунах не было.
Открытие фестиваля началось с военной точностью — за минуту до боя курантов на Спасской башне Кремля на площадь вышел первый оркестр, а ровно в восемь парадным строем въехали мотоциклисты сопровождения федеральной службы охраны с флагами участниц фестиваля всех лет.
Под попурри военных и рок-песен, искря специальными фейерверками из-под колес, мотоциклисты нарезали круги, а диктор отчитывался об итогах десятилетия фестиваля: за это время на брусчатке Красной площади выступило более 140 оркестров из 44 стран.
Первыми выступать начали своеобразные "хозяева" фестиваля: рота почетного караула и президентский оркестр службы коменданта Кремля. Сменили их фавориты фестиваля — Кельтский оркестр волынок и барабанов из Европейского союза.
Волынки, карнаи и янычары
Пока диктор рассказывал о круглом столе короля Артура и единой Европе, на площадь под звуки шотландского солдатского марша выходил огромный ансамбль. Поддержали их выступление танцоры из международной команды исполнителей шотландских танцев.
Вдруг все замерли, погас свет, и только одинокая волынка затянула свою печальную песнь о погибшем генерале Халилове — руководителе ансамбля имени Александрова. Эта композиция специально была написана главой оркестра волынок и барабанов Дэвидом Джонсоном, который долгое время был главным волынщиком британской армии.
К одинокому волынщику присоединяется весь оркестр из 120 музыкантов и под марш "Черный медведь", и бурные аплодисменты и радостные восклицания с трибун кельты уступают место белорусам — показательно-образцовому оркестру вооруженных сил республики.
В этом году военные из Беларуси решили удивить зрителей фантазией на тему народных песен — и им это удалось. Под смесь из "куполов" и "как пойду я в новую конюшню" трибуны пришли в настоящий экстаз, и, если бы у зрителей была бы возможность, то оркестр бы заставили играть на бис.
Но в трехчасовой программе первого выступления фестиваля времени для повторов нет, и, почти наступая на пятки белорусам, на площадь вышел сводный оркестр трех видов вооруженных сил Индии в ярких красных мундирах и парадных тюрбанах.
Отдельно выделяется группа в простых дхоти — белых хлопковых полотнах, которые известны по всему миру благодаря Махатме Ганди. Пентет в белом играет на национальных музыкальных инструментах, усевшись прямо на брусчатку.
Отыграв свои шесть минут (это максимальное время выступления оркестра по регламенту фестиваля), индусы уступают место дуэту оркестра главного штаба вооруженных сил Армении и группе ереванских барабанщиц, которые помимо виртуозной игры на барабанах показывают и свой фирменный танец "крепость".
Армян сменяют австрийцы, похожие на огромную машину — все перестроения и даже акробатическая пирамида с трибун похожи на единый механизм. Совсем по-иному выглядят египтяне, облаченные в желто-черные платки-немесы. Начав выступление мелодиями арабских композиторов, прощается египетский военный симфонический оркестр "Катюшей" — точно так же, как и турецкие музыканты, облаченные в костюмы янычаров и выступающие после египтян.
Но ни египетские платки, ни янычарские шапки не поразили зрителей так, как узбекские карнаи — образцово-показательный оркестр министерства обороны Узбекистана выступал под аккомпанемент двухметровых медных труб. Один из музыкантов и вовсе показал чудеса эквилибристики и сыграл на огромном инструменте без помощи рук и удерживая трубу одними губами.
Сменили узбекистанцев итальянские карабинеры, а следом за ними на площадь в кабриолете, в сопровождении почетного мотоциклетного эскорта прибыла талисман фестиваля — легендарная певица Мирей Матье, которая, несмотря на возраст, все так же безупречно и чисто поет. Трибуны под бессмертное Pardonne-moi и Non Je Ne Regrette Rien замолкают и лишь светят экранами телефонов, которые заменили зажигалки.
Короткая пауза в выступлениях оркестров остается позади, и после французской шансонье на площадь маршем выходит президентский оркестр и рота почетного караула президентского полка "Айбын" из Казахстана. Оркестр, помимо сложного номера "Улы дала" подарил фестивалю и песню "Спасская башня", слова которой зрители напевали и после окончания праздника.
В конце же выступления на площадь выходят все оркестры — и огромный сводный коллектив, сыграв попурри из военных и рок-песен, под "Прощание славянки" и залпы салюта покидает площадь — первый день фестиваля остался позади. Впереди у музыкантов — насыщенная неделя из выступлений в российской столице. Завершится же "Спасская башня" третьего сентября общим концертом.