МИНСК, 2 дек — Sputnik. Белорусскую торговлю и общепит с 1 января 2017 года ждет целый ряд новаций и изменений.
Заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Ирина Наркевич на пресс-конференции анонсировала основные нововведения, с которыми торговля столкнется уже с начала следующего года.
Цены продуктов за литры и килограммы
Уже с 1 января 2017 года МАРТ будет рекомендовать магазинам указывать на ценниках продуктов в различной расфасовке цену за килограмм или литр, сообщила Наркевич.
По ее словам, сейчас производители продуктов стали выпускать весовые товары в нестандартной фасовке. При этом потребителю стало трудно сравнивать товары по цене, поскольку приходится производить сложные расчеты.
"При изобилии товара в разной упаковке покупателю сложно ориентироваться в уровне цен, приходится стоять и пересчитывать. Молоко — есть 0,2 литра, 0,95 литра и литр. А крупы, которые у нас тоже появились и по 800, и по 700 грамм, 930 грамм. Человек привык к традиционному варианту", — сказала замминистра.
По ее словам, в связи с этим МАРТ будет рекомендовать с 1 января 2017 года "субъектам торговли, которые осуществляют торговлю продуктами веса, не равного 1 кг (кроме киосков, вендинговых автоматов), при указании на ценниках, в рекламах и каталогах, информацию о цене писать за единицу товара". Так, если упаковка содержит не более 250 граммов или миллилитров продукта, нужно указывать цену за 100 граммов, если больше 250 граммов или миллилитров — цену за 1 килограмм или литр.
"Это рекомендация с 1 января. С 1 июля эта норма станет обязательной для объектов торговли", — подчеркнула Наркевич. Она пояснила, что цены на продукт за килограмм или литр будут указываться сразу же под ценой на тот или иной продукт.
В то же время замминистра обратила внимание, что производить пересчет цен на товар в стандартные единицы измерения обязаны не производители, а торговля. Поэтому, полагает она, "торговля станет определенной лакмусовой бумажкой и будет просить у производителя: а дайте нам 200 грамм масла, 1 литр молока, полкило сметаны". "Даже рецептура у нас выстроена на традиционных весовых категориях", — подчеркнула Наркевич.
Она добавила, что цены за литр и килограмм должны также указываться в каталогах и буклетах, которые печатают и распространяют сами торговые сети.
Информация о товаре будет на упаковках
Наркевич также рассказала, что сейчас Беларусь ведет в рамках Евразийской экономической комиссии работу по созданию общих для ЕАЭС норм оформления упаковки товара. "Для граждан, которые в большей степени требуют защиты, важна информация о товаре — на товаре. Беларусь настаивает в ЕЭК, чтобы эта информация была не менее 2 миллиметров, чтобы ее могли прочесть даже пожилые и плохо видящие люди. Эта тема сейчас в проработке, но техрегламент уже есть", — сказала она.
Белорусская сторона также предлагает, чтобы остальная информация (состав продукта, его пищевая ценность) была высотой не менее 1 миллиметра и напечатана контрастным цветом.
Старые цены на ценниках исчезнут, но не сразу
Наркевич также рассказала, что предприятия торговли и общественного питания Беларуси с 1 января 2017 года должны будут указывать на ценниках на товар цены только в денежных единицах 2009 года.
"Куранты пробили, и неденоминированные рубли перестают выходить в обращение. Но невозможно, чтобы в новогоднюю ночь вся торговля только и делала, что переписывала ценники. Поэтому мы сказали, чтобы 2 месяца ушло на эту работу", — сообщила Наркевич. Она подчеркнула, что по законодательству цены в старых денежных единицах должны исчезнуть из магазинов с 1 января, однако в МАРТ понимают, что это потребует значительной работы.
"Так же, как с 1 апреля мы вводили новые ценники в связи с деноминацией, так и теперь мы надеемся, что торговля это сделает", — сказала Наркевич.
Недобросовестным скидкам поставят заслон
В белорусский парламент внесен проект закона, который усилит ответственность субъектов торговли за предоставление добросовестной и честной информации покупателям о скидках и акциях, также сообщила Наркевич.
По ее словам, сегодня МАРТ располагает данными о том, что иногда субъект торговли сначала искусственно завышает цену, а завтра искусственно ее снижает скидкой.
"О чем мы тогда говорим? О том, насколько добросовестно продавец этим пользуется. Один пользуется добросовестно, а другой манипулирует людьми, привлекает большое количество покупателей, пользуясь недобросовестными методами. И это может быть рассмотрено антимонопольным органом как акт недобросовестной конкуренции. Это и есть новелла нашей деятельности", — сказала Наркевич в четверг на пресс-конференции в Минске.
По ее словам, в проект закона, который сейчас находится на рассмотрении в Совмине и уже поступил в Палату представителей, включены нормы, которые позволят установить запрет на недобросовестную деятельность путем введения в заблуждение.
"Это можно и сейчас доказывать. И штрафные санкции — не менее 400 базовых для юрлица по этому законопроекту. Для ИП другие санкции немножко", — сказала она.
Замминистра пояснила, что этот запрет будет касаться введения в заблуждение относительно качества, количества, условий продажи, в том числе и скидок.
Она заметила, что в белорусском ритейле есть еще и такая тема, как ликвидация коллекции. При этом ликвидация сопровождается рекламой о значительных скидках.
"А насколько эта информация достоверна? В некоторых странах нужно это с местным органом согласовывать. Какие сроки ликвидации, какой товар. Этот инструмент будет расширяться, будет правоприменительная практика, и тогда наши субъекты торговли будут более добросовестными", — сказала замминистра.
СМИ будут отвечать наравне с торговлей
Наркевич также рассказала, что внесенный в парламент законопроект предусматривает ответственность и СМИ за размещенную информацию о тех или иных скидках в торговле.
"Я проанализировала информацию о скидках, которая появлялась у нас в СМИ. И сразу хочу предупредить ресурсы: если они на профессиональной основе аккумулируют у себя эту информацию, то должны отслеживать актуальность этой информации", — сказала Наркевич.
Она пояснила, что человек может прочесть о скидках и решить приехать в магазин, не исключено, что издалека. При этом он потратится на билет, затратит время на поездку, а в результате не найдет товаров по сниженным ценам и получит еще и моральный ущерб.
"Потому что если я посмотрела у вас, что вот такая скидка, и поехала туда, да еще и из другого города, то это затраты, которые должны быть компенсированы. Мы это отслеживаем. Есть обращения граждан. Как рекламодатель, так и аккумулятор и интегратор информационный может понести ответственность", — сказала Наркевич.
Не надо ехать на закупы, у нас все есть
Анализируя уровень подготовки предприятий торговли республики к новогодним и рождественским праздникам, Ирина Наркевич обратила внимание на богатый ассортимент продовольственных товаров, сладостей, деликатесов, а также на широкий выбор новогодних украшений и аксессуаров.
"Я сама заходила в объекты торговли — широчайший ассортимент. Незачем потребителю ехать в другие страны, чтобы что-то приобретать, все здесь есть", — сказала замминистра.
Она особо отметила, что сегодня белорусская торговля предлагает покупателям к Новому году не только продукты, напитки, елочные украшения, но даже и карнавальные костюмы. "Сто разновидностей карнавальных костюмов, в том числе петушки — вы знаете, год Петуха у нас. Любой вкус, любой цвет — все есть", — сказала она.