МИНСК, 13 сен — Sputnik, Мария Шелудякова. Скандал вокруг вероятного сотрудничества корпорации Google и кандидата в президенты США от Демократической партии Хиллари Клинтон то разгорается, то затухает вот уже на протяжении нескольких месяцев.
Исследовательская группа во главе с профессором Гарвардского университета, доктором психологии Робертом Эпстайном попыталась найти доказательства и зафиксировать их. Ученые изучили множество поисковых запросов о Хиллари Клинтон и ее оппонентах: Дональде Трампе, Теде Крузе и Берни Сандерсе. Для чистоты эксперимента исследователи вводили запросы с разных компьютеров.
Результаты оказались ошеломительными — слова с негативной коннотацией не входят в список предлагаемых Google вариантов о Хиллари Клинтон, чего нельзя сказать о других кандидатах. И это во всех исследуемых словосочетаниях, на всех компьютерах. Удивительно, но другие поисковики, такие как Yahoo и Bing, на фамилию Клинтон реагируют совсем не так: "Клинтон — лгунья", "Клинтон — преступник", "Клинтон — зло" и так далее.
Google отрицает политические игры
Представитель Google заявила Sputnik, что корпорация не поддерживает ни одного из кандидатов на пост президента США и сослалась на официальный комментарий, опубликованный в блоге Google.
"Некоторое время назад по просьбам пользователей в алгоритм автокомплита были внесены изменения, чтобы избежать оскорбительной лексики. Фильтр работает во всех случаях вне зависимости от человека, имя которого фигурирует в запросе", — говорится в сообщении Google.
Несмотря на то, что самый популярный в США и Европе поисковик Google отрицает поддержку Клинтон, факты говорят сами за себя — с помощью функции автодополнения (или автокомплит) формируется позитивный образ претендента на пост главы государства. Компьютерные алгоритмы действительно способны повлиять на наши решения, в том числе на результаты выборов.
Инструмент манипуляции, и не только в США
О приближенности корпорации Google к американским властям заявлял основатель сайта WikiLeaks Джулиан Ассанж еще в июне. По его словам, изначально Google тесно сотрудничала с администрацией действующего президента США Барака Обамы. В настоящее время, считает он, корпорация вовлечена в президентскую кампанию Клинтон — происходит активная манипуляция сознанием американских избирателей.
Новую волну недовольства поднял опубликованный в сети разоблачительный ролик Мэтта Либермана. Автор наглядно продемонстрировал, каким образом происходит манипуляция сознанием, сделав выводы из результатов исследования Роберта Эпстайна.
Политолог, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко уверен, что поисковики и социальные сети давно стали важным инструментом политической манипуляции.
"Автокомплит часто выглядит политически мотивированным. Такое происходит не в первый раз, и не только в США, — отметил Минченко. — Например, Facebook рекомендует для просмотра преимущественно видеоролики в поддержку российской либеральной оппозиции. Большинство ресурсов продвигают "свою" повестку, в таком мире мы живем".
Возникает только один вопрос — можно ли расценивать плоды такого сотрудничества как элемент честной игры. Манипуляция общественным сознанием в последние годы прочно укрепилась в процессе взаимодействия власти и граждан, считает политолог.
По мнению автора разоблачительного исследования, одна только функция автозаполнения уже повлияла на голоса более трех миллионов избирателей. Исследователи сделали вывод, что сотрудники Google вручную устраняют негативные варианты поиска, имеющие отношение к Клинтон.