Иннокентий Адясов, политэксперт — для Sputnik Беларусь.
Президент Беларуси Александр Лукашенко явно активизировал свою внешнеполитическую деятельность. Одним из самых ярких моментов стал визит Лукашенко в Турцию по приглашению президента Турецкой Республики Реджепа Эрдогана.
Этот визит, как и усилия Минска по стабилизации отношений с ЕС, порой вызывает неоднозначную реакцию в Москве. Но все-таки правильнее фиксировать не угрозу, а поддержку позиции России.
Ставка на безопасность на постсоветском пространстве
Весьма показательным в понимании внешней политики Беларуси стало только что прошедшее в Минске 40-е заседание Совета руководителей органов безопасности и специальных служб стран СНГ.
Александр Лукашенко, судя по его выступлению, исходит из того, что задача номер один для всех интеграционных объединений — найти мирное решение для конфликтов, которые с разной степенью интенсивности происходят в бывших советских республиках (от Нагорного Карабаха до Донбасса).
Президент Беларуси надеется, что именно структуры СНГ смогут помочь в этом крайне непростом вопросе. Но встает вопрос: каков сейчас реальный миротворческий потенциал Содружества?
Возможно, президент Беларуси хочет придать СНГ новый импульс в сфере безопасности? А точнее, вернуть Содружество к его базовым документам декабря 1991 года). Возможно ли это сегодня?
Основной тренд белорусской внешней политики ясен — он направлен на все постсоветское пространство (включая страны Балтии и Грузию), и Александр Лукашенко будет пытаться принести мир или хотя бы перемирие именно в конфликтные зоны всего бывшего СССР.
В то же время в Минске есть понимание, что проект "Восточного партнерства", который Брюссель не видит без участия Беларуси, требует полного обновления, чтобы не усиливать напряженность на постсоветском пространстве.
Минск ищет экономических партнеров
Не секрет, что Лукашенко ставит задачу перед МИД РБ активно и системно искать экономических партнеров на любых континентах.
Но география Беларуси, разумеется, заставляет ее находить экономических агентов, прежде всего, в Европе. Статус России как основного торгового партнера Беларуси никто не оспаривает, и в этом плане попытка налаживания рабочего диалога с Брюсселем выгодна и Москве.
Не стоит забывать, что в белорусских товарах (прежде всего машиностроительной продукции) весьма велика доля российских комплектующих, и увеличивая свой экспорт в ЕС Беларусь — пусть и косвенно — способствует продвижению на европейские рынки российского экспорта.
Пока усилия дипломатии РФ по снятию (или, по крайней мере, частичному сворачиванию) экономических санкций со стороны ЕС не дали ожидаемого результата. Как следствие — страдают многие отрасли российской промышленности, зависимые как от европейских технологий, так и от рынков сбыта в Европе.
Может ли Александр Лукашенко взять на себя функцию несоциального посредника в восстановлении российско-европейских экономических отношений?
Вопрос открытый, но опыт успешного посредничества Минска в переговорах по Донбассу показывает, что Лукашенко умеет находить точки взаимопонимания между Москвой и ЕС, прежде всего ФРГ.
И в Москве не могут не принимать это во внимание.
Ждать ли новых инициатив по Донбассу?
Напомним, что именно Минск весной-летом 2014 года, в момент разрыва всех официальных отношений между Россией и новыми властями Украины, оставался своеобразным посредником между двумя странами в поиске решений, которые могли бы остановить братоубийственный конфликт на Донбассе и не позволить ему распространиться на территорию других регионов Украины.
Тогда именно Минские соглашения создали почву для перемирия, которое, к сожалению, сейчас становится все более шатким.
Руководство Беларуси крайне болезненно относится к возможности возобновления кровопролитного конфликта на Донбассе, и весьма вероятно, что сейчас белорусская дипломатия (в плотном контакте с российской) готовит некие новые предложения по длительному замирению сторон.
Может ли идти речь о вводе миротворцев ООН или других международных организаций на линию разграничения в зоне конфликта? Что будет с проведением местных выборов в "народных республиках" и признанием их результатов Киевом?
Возможно, ответы на эти вопросы мы узнаем из новых мирных инициатив Минска уже в ближайшие месяцы.
Против евроПРО
Минск всегда был за расширение экономического сотрудничества с ЕС, но всегда крайне настороженно относился к усилению военной компоненты НАТО в целом и отдельно США около своих границ.
И в этом позиция Минска также полностью совпадает с позицией Москвы (стоит напомнить, что формат Союзного государства подразумевает самое тесное военное сотрудничество между РФ и РБ).
Как следствие, во время недавнего визита главы МИД России Сергея Лаврова стороны не могли не поднять вопрос о возможной совместной реакции на действия по развертыванию Соединенными Штатами в Европе элементов третьего позиционного района ПРО.
Пока эти меры не озвучены, но среди возможных называется развертывание на территории РБ (как и на территории граничащей с ней Калининградской области РФ) комплексов "Искандер-М" и некоторых других видов наступательного вооружения.
Безусловно, Беларусь как суверенное и независимое государство сама определяет все аспекты своей внешней политики.
При этом реально точек соприкосновения и согласия между Москвой и Минском сейчас намного больше, чем потенциально спорных (но тем не менее решаемых) моментов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.