Беларусь в ОИС, или Зачем Лукашенко поехал в Стамбул?

© Sputnik / пресс-служба президента БеларусиАлександр Лукашенко принял участие в XIII саммите Организации исламского сотрудничества.
Александр Лукашенко принял участие в XIII саммите Организации исламского сотрудничества. - Sputnik Беларусь
Подписаться
Колумнист Арсений Сивицкий рассуждает о целях и мотивах поездки президента Беларуси на саммит Организации исламского сотрудничества в Стамбуле.

Визит Александра Лукашенко в Стамбул застал врасплох многих обозревателей, став очередным резонансным событием во внешнеполитической жизни страны.

Вид на Голубую мечеть - Sputnik Беларусь
Лукашенко: Беларусь будет укреплять связи с исламским миром

Беларусь не является мусульманской страной, но при этом белорусский лидер получил приглашение на саммит лично от президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, что как минимум свидетельствует об особом статусе белорусско-турецких отношений. Это послужило отправной точкой для различного рода спекуляций относительно политической подоплеки и антироссийского характера визита Александра Лукашенко в Стамбул.

Безусловно, саммит ОИС в Стамбуле на фоне нестабильности на Ближнем Востоке, Северной Африке и Южной Азии, да еще с такой амбициозной повесткой дня, включающей вопросы противодействия терроризму, разрешения конфликтов и кризисов в мусульманском мире, не мог не иметь политической подоплеки. Однако это, скорее, внутренняя кухня исламского мира, от которой Беларусь хотела бы дистанцироваться и максимально сохранить нейтралитет, особенно если речь идет о конфликте между Турцией и Россией.

В каком-то плане приглашение Александра Лукашенко в Стамбул знаменует собой логичный итог внешнеполитического курса на активизацию сотрудничества со странами так называемой "дальней дуги", особенно мусульманскими государствами Ближнего Востока, проводимого в последние годы. При этом белорусская сторона, прежде всего, исходит из собственных национальных интересов при выстраивании отношений с тем или иным государством, не допуская влияния на них третьей стороны. В этом контексте отношения между Беларусью и Турцией бесперспективно рассматривать сквозь призму влияния российско-турецкого конфликта. Хотя некоторые аналитики и усмотрели в визите Александра Лукашенко в Стамбул антироссийский жест, в конечном счете, участие Беларуси в саммите ОИС было обусловлено, прежде всего, прагматическими причинами.

Дипломатические причины

Статус наблюдателя в ОИС не дает права голоса в организации, но при этом значительно позволяет повысить уровень осведомленности белорусской стороны о различных процессах, которые протекают в исламском мире.

Белорусский МИД проводил целенаправленную работу для получения Беларусью статуса наблюдателя в различных региональных организациях. Так, благодаря соответствующим усилиям в прошлом году Беларусь стала наблюдателем в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Минск рассматривает различные региональные организации как важные диалоговые площадки для активизации отношений со странами-партнерами как в двухсторонних, так и во многосторонних форматах.

Всего Александр Лукашенко в преддверии или на полях стамбульского саммита провел более десятка встреч и переговоров с зарубежными коллегами, включая президента Турции — Реджепа Тайипа Эрдогана. Можно предположить, что Беларусь в ближнесрочной перспективе сможет рассчитывать на получение статуса наблюдателя в ОИС с учетом активного развития отношений с исламскими государствами. Активизация отношений с ними укладывается в стратегию диверсификации внешней политики, которую проводит Беларусь, призванную в том числе найти баланс в отношениях с различными центрами силы, а где-то и уравновесить влияние некоторых из них, в том числе и России.

Торгово-экономические причины

С входящими в ОИС странами Беларусь намерена активизировать торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничества. Во многом это следствие кризиса на традиционных рынках сбыта белорусской продукции, прежде всего в России, а также стратегии экспортной диверсификации. Исходя из нее, треть объема белорусского экспорта к 2020 году должна ориентироваться на рынки стран дальней дуги, в том числе на рынки исламских государств. Сегодня в рамках торгово-экономического сотрудничества заявлена, например, достаточно амбициозная повестка — доведение товарооборота с такими странами, как Турция, Пакистан, Индонезия до уровня миллиарда долларов в год. При этом экспорт белорусской продукции в эти страны за 2015 года показал достаточно скромные результаты: В Турцию — 141,9 миллиона долларов, в Пакистан — 43,7 миллиона долларов, в Индонезию — 169,5 миллионов долларов. Преодолеть отметку в 100 миллионов долларов смог экспорт белорусских товаров Малайзию (110,6) и Бангладеш (114,4). Из стран СНГ, входящих в ОИС, неплохие показатели экспорта в 2015 году Беларусь показала с Азербайджаном (285,8 миллиона долларов) и Казахстаном (524,7 миллиона долларов), что неудивительно, ведь Беларусь и Казахстан являются членами ЕАЭС, а Азербайджан для Беларуси является стратегическим партнером, не раз выручавшим Минск в сложные часы (например, в 2010 году, в самый разгар торговых войн и политической напряженности с Россией Баку предоставил Минску кредит в 200 млн долларов).

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Беуларуси Александр Лукашенко - Sputnik Беларусь
Лукашенко и Назарбаев обсудили в Стамбуле двустороннее сотрудничество

Александр Лукашенко и его казахстанский коллега Нурсултан Назарбаев даже успели провести на полях стамбульского саммита двухстороннюю встречу, во время которой сверили часы по вопросам евразийской интеграции, особенно в контексте экономического кризиса, а также договорились рассмотреть варианты использования транспортной инфраструктуры Казахстана для укрепления торговых отношений с Китаем. Особое внимание в ходе переговоров белорусского и турецкого президентов было уделено перезагрузке планов экономического сотрудничества.

Беларусь безусловно рассчитывает на привлечение значительного потока инвестиций из исламских стран, прежде всего, из монархий Персидского залива, с которыми у Минска также достигнут достаточно высокий уровень политических взаимоотношений. В этом контексте Беларусь традиционно позиционирует себя инвесторам с Ближнего Востока как плацдарм для входа на 180 миллионный рынок ЕАЭС, а также как государство, выгодно расположенное с географической и логистической точки зрения вблизи европейского рынка. В контексте санкционной войны между Турцией и Россией, как и в случае с аналогичной санкционной войной между Россией и Западом, может возрасти интерес турецких и российских инвесторов к Беларуси, заинтересованных в обходе взаимных санкций. Для этого им необходимо создавать совместные с белорусской стороной предприятия, продукция которых в идеале будет иметь беспрепятственный доступ на рынок ЕАЭС, в том числе и России. Правда, в этом вопросе Беларуси серьезную конкуренцию составляет Казахстан, который имеет гораздо более благоприятный инвестиционный и бизнес-климат.

Политические причины

Участие Беларуси в саммите ОИС вполне могло иметь и миротворческий посыл, особенно с учетом того, что его повестка включала в себя вопросы урегулирования конфликтов и кризисов, в которые вовлечены и исламские страны. Белорусская сторона уже давно выражает готовность принять участие в их урегулировании в качестве нейтральной площадки для переговоров, как это было в случае с украинским кризисом. В частности, речь может идти об оказании Минском добрых услуг в контексте разрешения конфликта между Россией и Турцией из-за инцидента со сбитым российским бомбардировщиком на турецко-сирийской границе (о готовности организовать переговорную площадку Минск заявил сразу же после инцидента), недавнего обострения отношений между Арменией и Азербайджаном из-за эскалации напряженности в Нагорном Карабахе (Беларусь является одним из участников Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху), а также возможного участия в урегулирования в какой-то роли сирийского кризиса (по крайне мере, в последний год Минск очень активно поддерживал дипломатические отношения с Дамаском).

Белорусские власти также выражают готовность поучаствовать в посткризисном восстановлении мусульманских стран, пострадавших от военных конфликтов. В частности, на полях стамбульского саммита этот вопрос Александр Лукашенко успел обсудить с премьер-министром Афганистана Абдуллой Абдуллой. Ранее белорусская сторона выражала готовность принять участие в восстановлении экономики Ирака и Сирии.

Военно-технические причины

Традиционно прочный фундамент отношений между Беларусью и рядом мусульманских государств базируется на активном военно-техническом сотрудничестве. Особенно активно в последние годы сотрудничество в этой сфере развивалось с Турцией, Катаром, Индонезией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Азербайджаном, Пакистаном и другими. Недавно под эгидой Саудовской Аравии была создана так называемая исламская антитеррористическая коалиция, состоящая из около 35 арабских и других мусульманских стран. Штаб коалиции, через который будет вестись координация военных действий, расположится в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде. В совместном заявлении участников коалиции подчеркивается цель "защитить исламские нации от зла всех террористических групп и организаций независимо от их названий, которые сеют смерть и терроризируют невинных". В конечном счете, 35 государств, объединенных в антитеррористическую коалицию — это в том числе и огромный рынок для продукции военно-технического назначения. Здесь Беларусь также претендует на свой кусок пирога, особенно с учетом успешного сотрудничества в этой сфере с рядом государств.

Несмотря на то, что стамбульский саммит ОИС проходил под лозунгом "Единство и солидарность во имя справедливости и мира", тем не менее на нем собрались достаточно разные мусульманские государства, порой с конфликтующими и противоположными взглядами на решение заявленных в повестке проблем. Это значит, что Беларуси следует проводить очень взвешенную и нейтральную политику, особенно на Ближнем Востоке, концентрируя внимание преимущественно на вопросах торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. 

Лента новостей
0