Елена Ольшанская, Sputnik.
Российский рынок всегда был стратегическим направлением для белорусских производителей, и это справедливо не только для предприятий тяжелого машиностроения, но и для аграриев.
По данным министерства сельского хозяйства и продовольствия, сегодня на долю поставок в РФ приходится 95% всего экспорта в ЕАЭС. И хотя белорусские переработчики молока и мяса, производители овощей, злаков и кондитерская отрасль стремятся наращивать экспорт в страны "дальней дуги", Россия остается для белорусского АПК самым близким и понятным торговым партнером. Введение же Россией продуктового эмбарго помогло белорусским продуктам еще более укрепиться на российском рынке.
"Белорусские производители после введения эмбарго занимают в структуре импорта достаточно большую долю. Если мы говорим о сухом молоке, доля составляет порядка 78%, если о сыре — доля белорусских производителей близка к 30%", — сообщила Sputnik генеральный директор российской консалтинговой компании Petrova Five Consulting, ведущий российский эксперт молочного рынка Марина Петрова.
Пользоваться преимуществами эмбарго
Петрова подчеркнула, что сейчас белорусские производители достаточно хорошо представлены на российском рынке, в том числе в розничной торговле. В то же время пока российская экономика переживает не лучшие времена: из-за кризиса падают доходы населения, а вместе с ними и платежеспособный спрос.
"Но мы знаем отлично, что кризис проходит, а потребитель предъявляет достаточно серьезные требования к продукции. Я думаю, что когда белорусские производители более активно обратят внимание на группу европейских продуктов, которые на данный момент не представлены на российском рынке — это козьи сыры, сыры стандарта пармезан, сыры с благородной плесенью — они завоют сердце потребителя, и лояльность их останется надолго", — сказала Петрова.
По мнению эксперта, российские потребители ценят белорусские молочные продукты за качество, за вкус, за соотношение цены и качества. "Потому что можно приобрести по хорошей достойной цене очень качественные продукты — это творог, сметана, тот же сыр. Белорусские продукты не только знают, но и любят в России", — подчеркнула эксперт молочного рынка.
Эксперт также отметила, что уже сейчас белорусским производителям стоит подумать о том, что они будут делать, когда РФ снимет продуктовое эмбарго.
"Насколько я понимаю, в ближайшее время разговора об этом (снятии эмбарго — Sputnik) не идет, и белорусские производители могут использовать это время, чтобы работать над качеством, брендингом, упаковкой и лояльностью потребителей", — сказала Петрова.
Она напомнила об опыте европейских производителей, которые "выращивали внимание, даже спрос на часть продукции". Это стратегия, заслуживающая внимания, и этот опыт нужно принять и использовать, считает российский эксперт.
Откуда берется фальсификат
О том, что зачастую претензии к белорусской продукции связаны с фальсификацией, эксперты стали широко говорить в минувшем году. В последний раз такую точку зрения озвучил генеральный директор Евразийского агентства международного сотрудничества Александр Ольшевский. По его мнению, наиболее часто подвергается подделкам продукция известных белорусских предприятий пищевой промышленности, и именно этим объясняется большинство претензий российских контролирующих органов.
В то же время, по мнению Ольшевского, сами белорусские предприятия знают о том, что их продукцию подделывают, однако для них проще "посыпать голову пеплом", чем выезжать в Россию, работать с российским ритейлом и самим искать недобросовестных конкурентов.
Марина Петрова с этим мнением согласна.
"К сожалению, да, факты с фальсификацией продукции есть, в разных категориях статистика разная. Если говорить о сыре, о сливочном масле, то доля фальсификата по нашим оценкам достигает иногда 30%", — сказала она, добавив, что страдают от этого как белорусские, так и российские производители.
Однако, по ее словам, фальсификат появляется на рынке тогда, когда есть дефицит молочного сырья и дешевых продуктов питания, а спрос в целом падает.
"Если мы вспомним ситуацию 2007 года, то фальсификатов в таком объеме рынок не видел, потому что потребитель внимательно осматривал упаковку, был готов платить за качество", — заметила Петрова.
По ее мнению, бороться с фальсификатом следует тремя способами одновременно. Прежде всего это увеличение до достаточных объемов молока-сырья, это повышение уровня жизни россиян, и третий момент — это контроль. "Принести результат могут только три меры вместе. Все по отдельности, как мы видим, не работает", — подчеркнула собеседник агентства.
Она также отметила, что в мае следует ожидать повышения требований к молочной продукции: согласно поручению президента РФ, Минсельхоз России обяжет производителей указывать на упаковках, есть ли в продукте пальмовое масло.
Зеркальные бренды
В конце прошлого года Беларусь столкнулась с претензиями Казахстана в адрес молочной продукции. Тогда власти Казахстана заявили, что белорусские производители "молочки" стали оформлять свою продукцию "под казахстанского производителя" с использованием бренда "Великая степь" для продажи ее на территории Казахстана. В то же время на упаковке мелким шрифтом указано, что молоко произведено в Беларуси. По мнению властей, в этом случае импортная продукция выдается за отечественную, что является нарушением.
После длительного выяснения всех обстоятельств выяснилось, что белорусские предприятия на законных основаниях использовали "внешние бренды", отдавая часть свободной продукции торговым сетям с правом продавать ее под своей маркой.
По мнению Петровой, сейчас для российского рынка такая ситуация не вполне характерна. "Мы эту ситуацию проходили в 2007-2009 годах, когда региональные бренды, достаточно хорошо представленные, начали сталкиваться с зеркальными брендами. Когда до степени смешения бренд повторяется, в нем изменяется только несколько букв или частично оформление упаковки", — заметила она.
Эксперт полагает, что в этой ситуации производители должны регистрировать не только сам бренд, но и упаковку. Тогда можно будет в достаточно короткие сроки обращаться за защитой своих интересов, и тот ритейл, который реализует эту продукцию, будет снимать ее с полок. "У нас такая ситуация была по "Вологодскому маслу", и мы с ней справились", — подчеркнула Петрова.
И немного статистики
По данным начальника главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Беларуси Алексея Богданова, за первый квартал Беларусь увеличила экспорт молочной продукции и молока на четверть по сравнению с январем-мартом 2015 года.
"За квартал прирост экспорта в 25% — это очень много. Если говорить по сегментам — все виды молочной продукции выросли. Сыры — на 20%, масло — на 52% больше, сухое обезжиренное молоко у нас немножко просело, а сухое цельное молоко выросло на 24%. По сыворотке также прирост в 20%", — сказал Богданов.
Он заметил, что в 2016 году Беларусь рассчитывает увеличить производство молока в хозяйствах всех категорий на 6%. При этом вся продукция, которая будет получена за счет этого прироста, пойдет на экспорт.
Богданов заметил, что потребности внутреннего рынка по молоку в стране давно закрыты: сейчас уровень потребления молока вырос в стране более чем в 2 раза.
"Мы стараемся стимулировать рост потребления молочной продукции внутри страны, в этом году это будет сделано, прежде всего, за счет школьного питания. Планируем сделать по областям маленькие тетрапаковские баночки с трубочками, чтобы дети не ели какие-нибудь там сникерсы и не пили газировку, а питались качественным продуктом, и росла здоровая нация", — сказал представитель Минсельхозпрода.