Эксперты: залить в бак зимнее топливо мало, за автомобилем нужен уход

© Sputnik / Максим Богодвид / Перейти в фотобанкЗаправка
Заправка - Sputnik Беларусь
Подписаться
Sputnik продолжает знакомить читателей с тем, как в стране осуществляется контроль за качеством топлива. Читайте репортаж с нефтеперерабатывающего завода.

Елена Ольшанская, Sputnik.

С наступлением сильных морозов белорусские автолюбители стали жаловаться на плохое качество зимнего дизтоплива. Некоторые водители, залившие в топливные баки своих автомобилей зимнее дизтопливо или топливо класса "Арктика", столкнулись с тем, что оно якобы не выдерживает белорусских морозов, "запарафинивается".

Кто и как контролирует качество нефтепродуктов в Беларуси?

На протяжении первых дней января водители обращались в концерн "Белнефтехим" с просьбами проверить качество топлива на заправках, не входящих в систему концерна. Однако это ведомство до сих пор не имеет права на внеплановые проверки, в связи с чем инициатива была передана Госстандарту. Проверки на АЗС уже начались, и к концу января Госстандарт обещает обнародовать результаты.

В одном из недавних материалов Sputnik рассказывал, как осуществляется контроль за качеством топлива на нефтебазах и АЗС, и обещал познакомить своих читателей с тем, как налажен контроль на НПЗ. Мозырский нефтеперерабатывающий завод пригласил корреспондента агентства, чтобы рассказать о том, как ведется проверка качества топлива на производстве.

"У нас есть заслон для того, чтобы даже случайно не выпустить брак"

Генеральный директор ОАО "Мозырский НПЗ" Анатолий Куприянов руководит предприятием с 1996 года.

АЗС - Sputnik Беларусь
МНПЗ: повышать цены на топливо пока не нужно

"За мою историю не было такого, чтобы мы отгружали свою продукцию при несоответствии ее стандартам внутреннего рынка или зарубежного. Я считаю, что на заводе есть серьезный заслон для того, чтобы даже случайно не выпустить продукцию, не отвечающую стандартам", — заявил Куприянов в эксклюзивном интервью Sputnik.

По его словам, сегодня качество выпускаемого заводом топлива полностью соответствует европейским стандартам и стандартам Таможенного союза.

"Качество — это многолетняя история. Строительство тех объектов, которое мы провели за последние 10 лет, позволяют нам получать бензин и дизтопливо полностью соответствующие мировым стандартам. Кроме этого, мы имеем соответствие менеджмента качества ИСО-9001-2008, и мы проходим аудит постоянно по менеджменту качества", — отметил он.

Сначала — качество нефти и реагентов

Центральная заводская лаборатория (ЦЗЛ) разделена на три части: контрольную, товарную и исследовательскую. Контрольная лаборатория проводит исследование полуфабрикатов, которые получаются в результате переработки нефти и нефтепродуктов на технологических установках.  Потом товарная продукция в обязательном порядке анализируется, на каждую партию выписывается паспорт качества, он подписывается ответственным руководителем, рассказал гендиректор.

ЦЗЛ сертифицирована не только по национальным стандартам, но и по стандартам Таможенного союза.

© Sputnik / Виктор ТолочкоСотрудница ЦЗЛ МНПЗ
Сотрудница ЦЗЛ МНПЗ - Sputnik Беларусь
Сотрудница ЦЗЛ МНПЗ

Вместе с заместителем начальника центральной заводской лаборатории Ольгой Ионовой мы посетили вначале исследовательскую лабораторию. Здесь ведется испытание качества поступающей на предприятие нефти, углеводородного сырья, реагентов и присадок.

"Мы проводим испытания согласно карте входного контроля и проводим экспериментальные исследования, в ходе которых определяем оптимальный режим производства продукции для каждой партии нефти", — рассказывает она.

Для принятия решения о применении в производстве той или иной присадки, реагента, нового сорта нефти, исследовательская лаборатория тщательно прорабатывает все варианты на тестовых смесях.

Установка гидроочистки дизтоплива была введена Мозырским НПЗ в 2011 году. Она работает по технологии французской компании Axens и позволяет заводу производить весь объем дизтоплива с содержанием серы не более 10 ppm, что соответствует пятому экологическому классу по евростандарту. На пространстве СНГ аналогичная установка работает только в Ярославле, отмечает главный технолог завода Александр Шорец.

"Операторы отбирают пробы на установке: контролируется порядка 14 параметров", — подчеркнул он.

Как проверяют качество дизтоплива

Товарная лаборатория проводит испытания и паспортизирует светлые и темные нефтепродукты.

"Чтобы выписать паспорт качества на дизельное топливо, необходимо выполнить 17 испытаний, в том числе определить цетановое число, содержание серы, воды и механических примесей, предельную температуру фильтруемости", — отметила Ионова.

© Sputnik / Виктор ТолочкоЛабораторные исследование качества топлива на МНПЗ
Лабораторные исследование качества топлива на МНПЗ  - Sputnik Беларусь
Лабораторные исследование качества топлива на МНПЗ

По ее словам, на Мозырском НПЗ выпускается дизтопливо для умеренного климата сорта C, для холодного зимнего климата сорта F и класса 2 (так называемая "Арктика"). Значение ПТФ для сорта C не должно быть выше минус пяти градусов, для сорта F — не выше 20 градусов мороза, для класса 2 — не выше минус 32 градусов.

"Сущность метода заключается в том, что 45 миллилитров отфильтрованной пробы прокачивается через автоматическое фильтрующее устройство", — рассказала Ольга Ионова.

По ее словам, в аппарате идет постепенное снижение температуры и через каждый градус контролируется прокачиваемость топлива. Та температура, при которой дизтопливо в течение минуты не проходит через сетку и закупоривает ее, и считается ПТФ.

Ионова также отметила, что для контроля отбираются пробы из резервуара, при этом оператор ведет забор топлива с разных слоев: верхнего, нижнего и среднего уровня нефтепродукта в товарном резервуаре.

© Sputnik / Виктор ТолочкоЦентральная заводская лаборатория МНПЗ
Центральная заводская лаборатория МНПЗ - Sputnik Беларусь
Центральная заводская лаборатория МНПЗ

После того, как все исследования проведены, выписывается паспорт качества. Топливо поступает на эстакаду тактового налива и где происходит налив в железнодорожные цистерны. Вмешательство в процесс человека полностью исключено. После того, как топливо  налито в цистерны, проводится еще один отбор проб из вогоноцистерн и анализ качества, цистерны пломбируются.

Мало поменять летнее топливо на зимнее, надо заботиться о всей топливной системе

Специалисты "Минскоблнефтепродукта" уже отмечали, что проблемы у водителей, которые заправились зимним топливом и в сильные морозы "заглохли" на дороге, вызваны отнюдь не качеством дизтоплива.

Видео
Куприянов о ценах на топливо: население тоже получает зарплату в рублях

Гендиректор МНПЗ Анатолий Куприянов это мнение полностью разделяет.

Он подчеркнул, что недостаточно только залить в машину зимнее дизтопливо. "Нужно полностью менять фильтры, промывать топливную систему, и иметь машину готовую для эксплуатации в зимних условиях. Если человек не занимается этим вопросом, пускай он даже "Арктику" зальет — если у него фильтр забитый, топливопроводы и бак забиты парафиновыми отложениями, то какая может быть езда. Даже "Арктика" при минус двадцати градусах не пройдет через тот парафин, который накопился годами", — сказал собеседник Sputnik.

Лента новостей
0