Елена Ольшанская, Sputnik.
С наступлением сильных морозов белорусские автолюбители стали жаловаться на плохое качество зимнего дизтоплива. Некоторые водители, залившие в топливные баки своих автомобилей зимнее дизтопливо или топливо класса "Арктика", столкнулись с тем, что оно якобы не выдерживает белорусских морозов, "запарафинивается".
На протяжении первых дней января водители обращались в концерн "Белнефтехим" с просьбами проверить качество топлива на заправках, не входящих в систему концерна. Однако это ведомство до сих пор не имеет права на контрольные проверки, в связи с чем инициатива была передана Госстандарту.
В свою очередь Госстандарт уже пообещал разобраться, что происходит на белорусских АЗС. Проверки только начались, результаты станут известны к концу января. Пока же "Белнефтехим" пригласил Sputnik посмотреть, как осуществляется контроль за качеством топлива на "Белоруснефть — Минскоблнефтепродукт" — крупнейшем предприятии нефтепродуктообеспечения в республике в системе концерна.
Головной офис и нефтебаза предприятия расположены в Фаниполе Минской области, компания имеет собственные склады хранения и четыре аккредитованные лаборатории.
"Бодяжить" топливо у нас просто физически невозможно"
Нефтебаза в Фаниполе получает моторное топливо с Мозырского НПЗ. Оно поступает по железной дороге в цистернах, в Фаниполе нефтепродукты сливают в резервуары для последующего хранения.
"Когда будет построен нефтепродуктопровод "Новополоцк-Фаниполь", мы сможем получать топливо и с "Нафтана", при этом мозырское топливо по-прежнему будет у нас присутствовать", — рассказывает директор предприятия Анатолий Короткий.
На белорусских НПЗ качество топлива проверяется примерно по 20 параметрам. Однако что с ним происходит дальше — здесь директор "Минскоблнефтепродукта" готов говорить только о системе проверки в ПО "Белоруснефть".
"На сегодняшний день "Белоруснефть" имеет оборудование, которое полностью позволяет исключить человеческий фактор. То есть если на АЗС или на нашем предприятии в резервуар на заправке сотрудник попытается залить не то топливо, которое в нем ранее находилось, система налива автоматически блокируется. Опеератор не может самостоятельно запустить колонку в работу, только комиссия выясняет причины и принимает решения о дальнейшем порядке действий", — рассказал Короткий.
По его словам, это полностью исключает возможность смешивания разных видов топлива.
Директор подчеркнул, что эта система позволяет видеть в реальном времени, как работает любая АЗС "Белоруснефти" и даже каждый заправочный пистолет. Создается и хранится архив таких данных.
По словам Короткого, на заправках "Белоруснефти" также полностью исключена возможность разбавления топлива или добавления в него каких-либо присадок или добавок.
"Автомобиль выходит с нефтебазы опломбированным, на АЗС номер партии топлива сверяется, проверяется целостность пломб и отбирается проба, только после этого топливо поступает на заправку. При этом сама проба хранится на АЗС столько, сколько будет реализовываться эта партия топлива", — пояснил он.
Короткий также рассказал, что на всех бензовозах установлены системы GPS-навигации, которые позволяют отслеживать маршрут автомобиля, видеть все его остановки. "Мы всегда знаем, где и как движется наш автомобиль и что с ним происходит в пути. Любые проникновения тут исключены", — подчеркнул он.
Как это происходит?
Итак, на нефтебазу прибывает железнодорожный состав с топливом в цистернах. Бензины и дизтопливо уже прошли на НПЗ полный анализ на соответствие стандартам качества всех характеристик. При этом завод снимает пробу по 20 показателям. Далее пробу отбирает оператор нефтебазы на железнодорожной эстакаде, потом топливо сливается в резервуары, после чего лаборатории "Минскоблнефтепродукта" проводят свой анализ, отобрав пробу еще и из резервуара.
"Наши лаборатории аккредитованы по стандарту СТБ ИСО\МЭК 17025-2007 и могут давать заключение о качестве топлива и содержании в нем масел и ароматики на всей территории Таможенного союза. Но если на НПЗ проводят анализ топлива по 20 показателям, то мы проверяем 10-12 параметров", — рассказывает заведующая лабораторией Галина Чехлова.
По ее словам, в лаборатории есть оборудование, которое определяет содержание воды в дизтопливе. Раньше этот показатель определяли визуально, однако европейские стандарты требуют аппаратного определения.
Сотрудник лаборатории в нашем присутствии берет на пробу каплю дизтоплива. При допустимом параметре воды в 200 ppm ее фактическое содержание в пробе составляет всего лишь 10 ppm.
Анализ на определение предельной температуры фильтрации дизтоплива — то есть на выяснение, при какой температуре оно начинает "парафиниться" — занимает в общей сложности полтора часа. Результат анализа обычно на несколько градусов выше, чем это определяется нормативом. То есть топливо не замерзнет, даже если мороз будет на пять градусов ниже, чем рассчитывал завод.
После проведения анализов топливо из резервуара по проложенным под землей трубам поступают в систему налива: отсюда бензин и дизтопливо попадает в бензовоз. После заполнения емкостей на выезде с нефтебазы специальный сотрудник устанавливает на машине пломбы, после чего автомобиль может следовать на АЗС.
Однако на этом проверки не заканчиваются. С нефтебазы мы перемещаемся на АЗС, которая расположена в нескольких десятках метров от ворот "Минскоблнефтепродукта".
Уже на АЗС, после сверки номеров партии топлива, оператор заправки проводит арбитражную пробу. Фактически это значит, что оператор — а это в основном женщины — должен взобраться на крышу бензовоза, открыть люк и при помощи специальной аппаратуры взять образец топлива. Его проверят на соответствие стандартам качества по 5 параметрам, в том числе на предельную температуру фильтрации, после чего поместят на хранение.
"Отбор проб — это опасная работа, которая проводится на высоте. Наши бензовозы оборудованы для этого, а операторы проходят специальный инструктаж", — рассказывает Короткий.
Кто виноват и что делать?
Директор "Минскоблнефтепродукта" считает, что в отказах дизельных двигателей автомобилей в сильные морозы виноваты сами водители, которые либо не сделали своевременно техосмотр транспортного средства, либо неправильно залили в систему зимнее топливо.
"Кто виноват? Я считаю, что это вина автовладельцев. Это значит, что человек либо пренебрег техосмотром, либо не до конца слил из бака летнее топливо прежде, чем заливать зимнее. Все эти ошибки ведь и приводят к тому, что по тем или иным причинам отказывают разные узлы двигателей", — сказал Короткий.
По его словам, если произошел такой случай, то рецепт здесь может быть один: ехать на СТО и полностью менять все расходные материалы топливной системы, иначе ситуация будет повторяться с печальной регулярностью.