Вера Дашкевич, Sputnik.
Евгения Гутникова работает учителем в 174 минской гимназии. В этом году в четвертый раз набрала первоклашек. Класс, говорит, очень интересный, сильный. К тому же из 30 учеников 23 — мальчишки. Будет с кем поэкспериментировать в математике.
Впрочем, все ее классы, если верить Гутниковой, были особыми. Потому что, утверждает педагог, дети сами по себе очень разные и, в отличие от многих взрослых, очень живые.
"Они тебя учат даже больше, чем ты. Учат общению и умению радоваться. Потому что приходит маленький ребенок и взахлеб рассказывает, что у него происходит. И это так заразительно, что уже ты радуешься мелочам и мелким событиям, которые не заметил бы в повседневной жизни", — объясняет учитель.
Гутникова говорит, что пошла в учителя, потому что мечтала об этом с детства. В профессии не разочаровалась. Хотя, честно признается, что разочарование от работы есть — прежде всего, из-за необходимости выполнять массу действий, не связанных с обучением детей. Больше всего огорчают бумаги: вынуждена писать одно и то же, причем в пяти-шести экземплярах. Какой уж тут праздник…
Вот если бы День учителя был после Нового года…
Праздничного настроения у педагога нет. Концерты — это, конечно, хорошо и приятно, но у нее, как и у большинства коллег, голова сейчас занята другим.
"Для меня это просто дата в календаре, ничего более. Как такового праздника нет, сейчас разгар оформления документации", — признается учитель.
Вот если бы День учителя перенесли на январь, когда основные планы расписаны и отчеты сданы, тогда бы можно было попробовать и отметить, рассуждает собеседница Sputnik. Но в любом случае без подарков.
"Я запретила дарить подарки. На первом же собрании попросила об этом родителей. Потому что не хочу быть обязанной или чтобы меня упрекали", —объясняет свою нестандартную позицию педагог.
Впрочем от одного подарка она бы все-таки не отказалась.
Идеальный подарок и три желания ко Дню учителя
Гутникова вспоминает, как расплакалась в свой первый День учителя. Родители вместе с ее первоклашками приготовили сюрприз: украсили класс и разучили стихи. Получилось очень трогательно.
"Как бы это не банально звучало, но лучшее поздравление для меня — это работы детей", — говорит учитель.
На просьбу сформулировать по случаю праздника три заветных пожелания, Гутникова вспомнила про родителей — чтобы работали вместе с учителем, про детей — чтобы поняли наконец, что детский сад закончился, и про коллег — чтобы научились работать вместе. К государству и министерству образования просьб у учителя не оказалось.
"К государству просьб нет — и не потому что бесполезно. И не в министерстве дело. Если я хочу работать, и мне моя работа нравится, она доставляет мне удовольствие, я буду работать", — говорит молодой педагог.
Про рамки, мобильные телефоны и богатого мужа
Работа могла бы быть еще более интересной, предполагает Гутникова, если бы ей дали чуть-чуть больше свободы — в выборе учебников и подходов к изложению материала.
"В рамках тесно. Мне хочется попробовать большего — детки ведь настолько разные. Никогда нельзя сказать, что хватит именно этого объема или пойдет именно эта программа. Всегда нужно пробовать. Современным детям порой проще увидеть, потрогать руками, чем открыть бумажный учебник. Поэтому естественно хочется выйти за рамки, определенные министерством", — рассуждает педагог.
По мере возможности она, конечно, экспериментирует. В гимназии, где сейчас работает, активно практикуют электронные программы, разработанные Национальным институтом образования. И это, по ее мнению, здорово.
На своих учеников Гутникова не жалуется. На все разговоры про избалованных и непослушных современных детей возражает: да, нелегко, и терпения порой не хватает, но это моя работа, которая нравится. А чтобы сконцентрировать своих маленьких непосед на учебном процессе, она, к примеру, убедила родителей не давать детям в школу мобильные телефоны.
"У детей есть телефоны, но после родительского собрания они все исчезли. Мы решили, что сейчас телефонов быть не должно. Пока мы усаживаемся за парты, пока мы учимся писать и читать, не должно быть никаких телефонов", — объясняет Гутникова.
Вообще в школу, убеждена молодой педагог, должны идти работать те, кто любит детей… и желательно имеет крепкий тыл. Ей в этом смысле повезло —удачно вышла замуж. Потому сколько не соблазняли ее другими должностями и даже профессиями, она остается верна своей.
"Мне бы убрать бумажки, бумажную работу, и все было бы вообще замечательно", - смеется Гутникова.