Непраздничные рассуждения к 1 сентября

© Sputnik / Вера ДашкевичЕвгений Ливянт и его ученики
Евгений Ливянт и его ученики - Sputnik Беларусь
Подписаться
Учебный год — 2015/2016: с профильными классами, но без хороших учебников и должного уважения к учителю.

Вера Дашкевич, Sputnik.

Настроение накануне 1 сентября, вообще-то, должно быть праздничным. И просто потому, что так принято, и потому, что новый министр убедительно обещает навести, наконец, порядок в системе школьного образования — покончить с бюрократией, вернуть уважение к учителю и создать новые хорошие учебники. Уже, к примеру, вернули профильные классы.

Почему же от всех этих ожиданий нерадостно, Sputnik поговорил с самым известным критиком белорусской школы Евгением Ливянтом.

Это хорошо, что профильные классы вернули, но…

Профильные классы с углубленным изучением тех или иных предметов c 1 сентября возвращаются в белорусские школы. Их упразднили в 2008 году под лозунгом "все должны иметь равные права на образование". В итоге "всех" (за исключением тех, кто поступил в гимназию) учили "на базовом" уровне, а тем, кто хотел большего, но попасть в гимназию не мог, предлагали посещать факультативы.

"Этот опыт себя не оправдал. Анализ результатов ЦТ, мониторинг качества знаний показал, что что-то надо менять", — признались чиновники министерства, когда анонсировали возвращение профильных классов. 

Ливянт, который с 2008 года громко протестовал против упразднения профильных классов и называл это преступлением, кажется, должен был бы обрадоваться. Но он сдержан.

"Что вернули, это хорошо, но сделали это откровенно плохо. Нет ни учебников, ни достаточного количества учителей нужной квалификации. Доплаты, которые раньше получали педагоги, работающие в профильных классах, упразднили и возвращать не планируют. Наконец, определяться с профилем в 10-11 классе, это поздно", — заметил педагог и напомнил, что раньше деление на профили начиналось в восьмом классе.

По ощущениям Ливянта, без учебников и переподготовки учителей, может получится лишь профанация хорошей идеи.

"XXI век уже давно начался, но кажется, что проблемы до сих пор решаются с помощью кувалды и какой-то матери", — заключил педагог.

Что случилось с учебниками?

Учебники, по которым учились в профильных классах, просто выбросили, утверждает Ливянт. В буквальном смысле слова.

"Несколько лет назад школьным библиотекам был дан приказ о списании "старых" учебников в макулатуру. Цель для меня загадочна, но были уничтожены несколько миллионов книг — и советских, и белорусских", — рассказал Ливянт.

© Sputnik / Вера ДашкевичУчебные материалы
Учебные материалы - Sputnik Беларусь
Учебные материалы

Говорит, своими глазами видел груды книг в школьных дворах, откуда их потом должны были увезти на свалку. Зрелище было чудовищным и вызывало страшные ассоциации,.

"Мне звонили мои коллеги — директора и учителя школ, говорили: "Сердце кровью обливается, может тебе эти учебники нужны? Приезжай, возьми, может тебе для работы пригодится. Я знаю школы, где учителя забрали эти учебники и припрятали в кабинетах. Теперь по документам преподавание они ведут по официальным учебникам, а реально — по тем, списанным, почти подпольно", — рассказал педагог.

Советские учебники, по сути, писали целые институты, напомнил Ливянт. Если автором значился академик, можно не сомневаться, что он привлекал к работе своих профессоров, те — своих кандидатов, те — своих аспирантов и студентов.

"Каждое слово было выверено. Советские учебники переиздавали по 20-30 раз. А вы когда-нибудь слышали про белорусский учебник, который выдержал хотя бы несколько изданий?" — заключил педагог.

Урок математики в минской гимназии - Sputnik Беларусь
Министр образования: в учебниках много неточностей и "ляпов"

К слову, министр образования в недавнем интервью БТ-1 признал, что в белорусских учебниках есть и неточности, и откровенные ляпы. И добавил, что этой проблемой в министерстве сейчас серьезно занимаются. Будет объявлен конкурс на создание новых учебников. Однако кто и в каких условиях это будет делать, так и не понятно.

"Пора бы уже нашим чиновникам понять, что хорошие учебники не пишутся кустарным способом в свободное от основной работы время. Эта работа должна хорошо финансироваться, коллектив авторов должен иметь возможность работать над учебникам в свое рабочее время. То есть эта работа должна быть для них основной. Тогда у нас появится хотя бы шанс на получение хороших учебных пособий", — заметил Ливянт.

Самая непривлекательная профессия

Министр образования Журавков дал сделал еще целый ряд обнадеживающих обещаний. К примеру, рассказал о планах снять с учителей лишнюю нагрузку по документообороту. А еще — сделать все, чтобы повысить престиж профессии учителя.

По мнению Ливянта, именно чудовищная бюрократия, а также низкий социальный статус делают профессию учителя такой непривлекательной. А вовсе не низкая зарплата, как может показаться.

Журавков: вернем престиж профессии учителя — в школы придут и мужчины

"Когда говоришь ученику: не переживай, твоих баллов для "педа"(пединститута — Sputnik) хватит, он готов с тобой драться," — с сожалением констатировал педагог.

Однажды он провел эксперимент: попросил коллег посчитать, сколько бумаг должен заполнять учитель в течение года. Оказалось, около сотни разных отчетов и документов.

"Если приходит комиссия, они проверяют только документацию. И получается, что лучшие те, кто лучше заполняют бумаги. А я не знаю ни одного хорошего учителя, кто хорошо заполнял бы весь этот бред. Он вкалывает, а ему говорят — ты плохо работаешь, потому что здесь надо было писать с большой буквы, а ты написал с маленькой или сократил слово "страница" не так, как требуется…почувствуйте разницу: стр. или с.(!) ", — поделился своими наблюдениями Ливянт.

Кроме этого, нынешний белорусский учитель совершенно незащищен. Его, по словам Ливянта, строят все: от администрации до родителей, да и ученики тоже. Изменить ситуацию могли бы четко прописанные права и обязанности учителя. А еще четко обозначенные юридические процедуры поведения педагога в тех или иных ситуациях.

"Должно быть четко прописано: если ученик срывает урок, то ученик отстраняется от урока на один день, затем — на неделю, затем родители штрафуются. Такие процедуры есть во многих странах. В Германии, к примеру, если провинившийся ученик отстраняется от уроков, на занятия ходят родители, все записывают и забирают домашнее задание для ребенка", — рассказал Ливянт.

Пока же белорусские педагоги обречены решать все проблемы по формуле "ну вы там как-нибудь разберитесь", рассчитывать на уважение к себе учителям не приходится.

Все новости из министерства — в будущем времени

Ливянт говорит, что весь его скепсис по отношению к нынешним реформам в системе образования связан с тем, что пока все новости из Минобразования приходят в будущем времени.

Вернули профильные классы, но об учебниках и учителях для них не позаботились. Закупили дорогие современные смарт-доски, а на программное обеспечение денег не хватило. Объявили о постепенном переходе на электронные учебники, но зачем они, если содержание бумажных вызывает вопросы.

"Если чушь читать не на бумаге, а на красивом планшете и сделать интерфейс, то неужели чушь от этого перестанет быть чушью?", — задается вопросом педагог.

А с абитуриентами-2016, по его словам, поступили и вовсе непорядочно. Сначала объявили, что можно будет вместо трех тестов на ЦТ сдавать четыре, а сейчас министр объявил, что это только с 2017 года. "Как расписание ЦТ опубликовать в последний момент или один предмет на другой поменять (так в прошлом году меньше чем за год до ЦТ математику заменили на иностранный язык для поступления на юридическую специальность) — так это пожалуйста! А как что-нибудь хорошее для абитуриентов в кои веки сделать, так на это два года на подготовку надо", — злится педагог.

Ученики ожидают начала экзамена - Sputnik Беларусь
Ливянт: кто будет учить наших детей?

Он приводит в пример ЕГЭ в России, где абитуриент может сдавать любое количество тестов, их результаты действительны три года (а не один, как у нас), есть несколько резервных дней (а не один, как у нас) и документы можно подавать сразу в пять вузов на три специальности в каждом (а нашим абитуриентам это уже лет десять только обещают).

Собеседник Sputnik отметил, что был бы рад ошибиться, и готов извиниться, если в ближайший год-два произойдут хоть какие-то позитивные изменения.

Нужна новая школа в широком смысле — принципиально новый подход к обучению и организации образовательного процесса, говорит Ливянт.

"Во всех без исключения странах — "экономических тиграх", произошла буквально революция в школьном образовании, а значит, и у нас невозможен существенный экономический рост без реальной модернизации системы среднего образования", — объяснил свои критические выпады в адрес системы известный педагог. 

Лента новостей
0